ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.05 10:51. Заголовок: ...и календарная


О появлении элементов мира (космогенезис):

Vidury lauko
Stovi grūšelė,
Kalėda!

Toje grūšelėj
Žvakelė dega
Kalėda!

Oi, ir iškrito
Trys kibirkštėlės,
Kalėda!

Ir pasidarė
Dideli dyvai
Kalėda!

Dideli dyvai:
Marios mėlynos,
Kalėda!

Tose marėse
Laivelis pluko,
Kalėda!

Tame laively
Bernelis sėdi,
Kalėda!

Bernelis sėdi,
Strielbeles drožia,
Kalėda!

Strielbeles drožia,
Anteles šauda,
Kalėda!

Anteles šauda,
Mergelei siunčia,
Kalėda!

Aščinčiuose,
Padarunkuose,
Kalėda!

LTR 205 (647)

(Laurinkienė N. Mito atšvaitai lietuvių kalendorinėse dainose, Vilnius, 1990, p. 41)

В середине поля
Стоит груша,
Каледа!

В этой груше
Свечка горит,
Каледа!

Ай, и выпали
Три искры,
Каледа!

И сотворились
Великие дивы,
Каледа!

Великие дивы:
Синее море,
Каледа!

В этом море
Корабль плывёт,
Каледа!

В этом корабле
Молодец сидит,
Каледа!

Молодец сидит,
Стрелы чинит,
Каледа!

Стрелы чинит,
Уток стреляет,
Каледа!

Уток стреляет,
Девке посылает,
Каледа!

В гостинцах,
В подарках,
Каледа!

Комментарий Ниёле Лауринкене:
"Формирование космоса в песне изображается как процесс взаимодействия трех конструкционных элементов мифического мира - земли, огня и воды. Эти три составные элементы объединяет мировое дерево - груша, имеющая связь с каждым из них.

Песня начинается с характеристики места, в котором будет происходить акт сотворения мира. Это - середина поля, т.е. сакральное место, соответствующее центру космоса. В этом месте растет груша. Указав обстоятельства будущего процесса, начинается изображение действия, динамических явлений: падают три искры и появляется море. В некоторых белорусских, украинских вариантах этой песни (БПП 82; ГН II 44, с. 31-32) источник под деревом появляется не из искры, а из стекшей с груши росы. Роса падает и с мирового древа "Старшей Эдды" Иггдрасиля (271, с. 11). В литовских песнях лаловников тоже упоминается о необыкновенной росе дерева:

Po ta grūšele
Sidabrinė rasa,
Vynelis vyno žaliasis.


LTt I 233

Под этой грушой
Серебренная роса
Вино вина зеленое.


Охарактеризовав процесс организации мира, в космогонических текстах начинается изображение человека, его социального поведения. В песне о груше этот человек - молодец. Сфера его деятельности - охота, свадьба. Песня кончается изображением взаимоотношений молодца и девки. Кстати, в одном украинском варианте песни космогоническое введение контаминируется не с рассказом об обыкновенных человеческих существах, а о сакральных - Боге и святом Петре. В источнике под грушой купается Бог с Петром и спорят, что больше - земля или небо (ГН II 44, с. 31-32). На помощь призываются ангелы. Они измеряют небо и землю. Оказывается, что прав Бог: земля - больше. Как видим, мотив создания элементов космоса здесь уже связан с диалогом сакральных скществ о параметрах существенных объектов вселенной - неба и земли. Правда, этот текст уже затронут христианством. Но сама сюжетная схема является архаичной."



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить