ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.05 19:45. Заголовок: "Dzintara kalnā" - XIII - Pērkons


Что касается персонификаций образов божеств мужского рода, то согласно взглядам некоторых исслeдователей, индоевропейская традиция разделяет их также на три категории. Однако это разделение определяется не этапами жизни и их биологически-общественными функциями - как это у богинь, а функциями, которые раньше были связаны с общественными слоями людей. Первая функция - функция правления и законодательства - принадлежит главному богу. Это латышский Dievs (Диэвс), о котором уже говорили, древнегреческий Зевс, древнеиндийский Dyāus, индуистский Вишна.

Вторая мужская функция - военная функция, сюда входят германский Тор, славянский Перун, литовский Перкунас и латышский Pērkons (Пээркуонс), которого хроники называют также главным богом древних прусов и литовцев. Латышский Пээркуонс как в дайнах, так и в каждодневном языке реже призывается, чем Диэвс, однако у Пээркуона важная роль в латышском солнечном мифе о небесной свадьбе.

Главная манифестация Пээркуона в природе - это гроза, гром, отдельные элементы которого диференцированы как сыновья Пээркуона:

Pērkona tēvami
Deviņi dēli,
Tie visi deviņi
Amatnieki:
Cits spēra, cits rūca,
Cits zibenāja,
Cits laida migliņu
Avota malā.

У Пээркуона отца
Девять сыновей,
Они все девять
Мастера:
Кто-то ударял, кто-то рокотал,
Кто-то молнил (молнии метал),
Кто-то пускал туман
На краю ручья.

С именем Пээркуона больше всего связаны разные члены его семьи: Pērkonīši (Пээркуонииши) - пять братьев, их мать плетет сито для отсеивания мелкого дождя, упоминаются также дочери и невестки Пээркуона.

Пээркуонc – воинственный бог. Как дайны, так и поверья указывают, что воинственной роли Пээркуона подобает преследование йодов и сражение молниями. Латышский Пээркуонс сохранил в себе очень архаичные функции и полностью соответствует ведийскому Индре, который тоже преследует разных чертей и нечисть, особенно дракона Вртру, который украл дождевые облака и не дает земле влагу.

Так как гроза Пээркуона приносит летом дождь, а дождь нужен для полей и зерна, то Пээркуонс так же как и Индра выполняет не только военную функцию, но и как дождевой бог об’единяет ее с функцией плодородия. Для примера волшебные слова, с которыми обращались к Пээркуону:

Pērkons brauca pa jūriņu
Putošā laiviņā.
Brauc, Pērkon, Vidzemē
Apraudzīt Vidzemītes:
Vidzemnieki gauži lūdz –
Miežiem asni novītuši.

Пээркуонс ехал по морю
На пенящей лодке.
Едь, Пээркуон, в Видзэмэ
Навестить центральные земли:
Видзэмниэки (жители Видзэмэ) очень просят –
[потому что] У ячменя побеги завяли.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить