ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.05 19:39. Заголовок: "Dzintara kalnā" - IX - Māra


Вторую фазу - богиню-жену - представляет Māra (Маара). Маара ответственна за материальную оболочку, в которую душа входит и выражается в физическом мире, - за тело человека как храм души жизни этого мира. Во время родов - в волшебных словах-заклинаниях - дети выходят в мир через "ворота Маары", в дайнах "комнатка Маары" полна "крошечных, маленьких качелей/яселек" - такая как мистическая матка для всех еще неродившихся детей. Маара иногда собирает души детей как маленьких насекомых или как маленьких рыбок в озере, таким образом напоминая символику воды как универсальную матрицу:

Kur tecēs’, mīļa Mār’,
Ar sudrab’ vācelīt’?
Ezerē, ezerē
Zvejot maz’s sapālīš’.

Куда течешь/бежишь, милая Маара,
С серебряным лукошком?
В озеро, озеро
Ловить маленьких голавлей (головастиков?).

В образе Маары усматриваются многие очень архаичные признаки, и у всех песен, которые о Мааре сохранились, очень примитивные, древние мелодии. У Маары выражена связь с древним индийским культом коров и молока (где она сливается с коровьей Маaршавиней), и она часто упоминается в связи с рябыми коровами (а также овечками). Сама Маара изображается, пася коров, почти как индуистские мифические коровьи пастушки гопи, спутницы Кришны. Дерево Маары - ива, которой нравится близость воды и чьи блестящие листья выглядят так, словно Маара о них вытерла замасленные руки. Характерно, что в дайнах встречаем как прямой диалог с самой богиней, так и диалог с коровой Маары, которая отвечает вмeсто богини:

Gosniņ, mana raibuliņa,
Kas tev’ raibu norakstīja?
Mīļā Māra norakstīja,
Svētu rītu ganīdama.

Коровка, моя рябушка,
Кто тебя рябой расписал?
Милая Маара расписала,
Священным утром пася.

Цвет/краска Маары - чернобелый рябый - как перья сороки. Чернобелые цветки поросячих бобов - "подвески Милой Маары" или роспись перчаток, и как и рябые коровы - также творения Маары. В свою очередь, священные животные Маары, которые иногда трактуются как ее послы или воплощения, - черного цвета. Манифестацией Маары может быть черный жучек, черная курица, черная гадюка (в латышском это более привлекательное слово - "odze", оно никогда не используется как ругательство) или уж (zalktis):

Melna odze ietecēja
Manā govju laidarā;
Tā nebija melna odze,
Tā bij govju Māršaviņa.

Черная гадюка/змейка втекла
В мой коровий загон;
Это не была черная гадюка/змейка,
Это была коровья Маaршавиня.

Как известно, как латыши, так и литовцы в свое время возле дома держали прирученных ужей, которых кормили молоком. Ужи были связаны с культом Великой Богини уже в древнем Крите. Маара, таким образом, недвусмысленно является хтонической богиней, которая выражает функцию животной плодовитости. Фаллический, сбрасывающий кожу и поэтому вечно возрождающийся уж (также гадюка) является только частью комплекса символов, в которых kopsaucējs/общее - молоко матери как первоначальная пища, так и символ продолжения двуполой жизни. Молоко коровы символически важно как жидкость - поддержатель жизни (в обществе, в котором полноценная диета в высшей мере зависела от протеинов молока).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить