ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.05 19:40. Заголовок: "Dzintara kalnā" - X


Молодые жены во время родов (radības) вместе с Лaймой призывали также и Маару. Роды, происходившие в бане, иногда назывались хождением в баньку Лаймы, а иногда - в баньку Маары, потому что Лайма и Маара обе связаны с родами, только по разным причинам. Также в дайнах, где та жe самая песня в одних вариантах говорит о Лайме, в других - о Мааре, можно песню трактовать по-разному - в связи с функцией каждой из богинь. Лайму при родах призывают потому, что она решает о длинне жизни (то есть, о том, останутся ли живы мать и ребенок), а также в тот момент "кладется судьба" новорожденному. Маару призывают как создательницу жизни, содейственницу процеса родов, обеспечительницу здорового тела для ребенка и матери. Рябые коровы могут быть связаны с Лаймой, если они выражают богатство и общественное положение, если речь идет о величине приданого дочери и ее возможностях выхода в люди. В свою очередь, здоровье, плодовитость и молочность коров относится к функции плодовитости, которая находится под опекой Маары или коровьей Маaршавини.

Маара иногда может быть грозная и страшная, и кажется, что раньше она могла бы быть связана не только с жизнью, но и со смертью. Когда умирает ребенок, горюющая мать воспринимает, что Маара за это ответственна:

Vai, Māriņa, mīļa, balta,
Ko es tev sariebos?
Kokam auga atvasītes,
Man neauga lolojums.

Ой, Маариня, милая, белая,
Что я тебе ~досадила?
У дерева росли побеги,
У меня не росла ~детка.

О ребенке, который ночью плачет и не спит, говорят, что милая Маара его дразнила; это мог бы быть эвфемистический способ, как сказать о болезни. Бросается в глаза консеквентное использование эпитета "милая" вместе с именем Маары, это могло бы быть попыткой задoбрить потенциально грозную/опасную богиню и предотвратить уничтожающий аспект ее силы. Беря во внимание комплект этих разных функций, нет сомнений, что Маара древних латышей является манифестацией очень архаичной богини-жены.

Третья фаза в классической тройке богинь - богиня-старушка. В латышских традициях она показывается как Zemes māte (Зэмэсматэ, Мать земли) или Veļu māte (Вэлюматэ, Мать вeлей (вeлисoв)), которая представляет заключичельный этап цикла жизни. После смерти тело человека попадает назад в лоно Земли и его составные части возвращаются в природу, а вeль (вeлис) - или астральное тело - попадает в царство Матери вeлей. Душа, в свою очередь, уходит к Диэву или же (то есть) в сад сыновей Диэва. Иногда же и душа отдается Матери вeлей: "Zemes māte kaulus prasa, Veļu māte dvēselīti" (Зэмэсматэ кости требует/забирает, Вэлюматэ - душеньку").


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить