ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.05 19:47. Заголовок: "Dzintara kalnā" - XV - Jānis


Третью функцию, или функцию чистого плодородия, представляет Jānis (Янис), который называется сыном Диэва и приезжает (прискакивает) "savus bērnus apraudzīt" (навестить своих детей) вечером в день летнего солнцeстояния на черном коне, который напоминает мэльней (melnis - черный конь) Пээркуона, и со звуками, которые напоминают удары грома:

Visu gadu Jānis jāja,
Nu atjāja šovakar:
Rībēj’ zeme nolecot,
Šķindēj’ pieši atjājot.

Весь год Янис скакал,
Ну прискакал этим вечером:
Гремела/громыхала земля спрыгивая (когда он спрыгивал),
Звенели/бренчали шпоры скача (когда он скакал).

Летнее солнцeстояние в северных странах - самый важный момент в циклическом движении года. Солнце, которое только что поднялось на самое высокое мeсто небесной горы, с этого момента начинает свой путь с горы вниз. Янис, значит, - точка перехода из одного положения мира в другое; он - как ворота, в которых стоит двуликий бог, о котором рассказывается в хрониках, - также как римский Янус, одним лицом смотрит назад в прошлое, другим - вперед в будущее. Янис бьет в медный барабан "vārtu staba galiņā" (на вершине столба ворот), таким образом обозначая космический момент, когда в момент перехода открываются ворота также и между этим светом (šī saule) и тем светом (viņsaule) и в мире показываются сверхестественные силы. Эти силы по сути pretspēki/противосилы двойного характeра. В день Яниса распускаются хорошие силы плодородия и жизни, но вместе с ними приходят также силы зла и тленности, которые тормозят плодородие. Поэтому ритуалы ночи Яниса служат двум паралельным целям: сберечь урожай и животных от неурожая, ведьм, колдунов и скаудей/завистников и одновременно дать им особенно эфективные, положительные, благоприятные плодородию импульсы.

Янис - в основном божество вегетативного плодородия, которое персонифицирует ежегодное возрождение природы после длинной северной зимы. В этом у него много двойников в сравнителной мифологии: фригийский Атис, феникийский Адонид, частично древнегреческий Дионис, а также египетский Осирис. Циклическое пробуждение после зимнего оцепенения (или - в южных странах - после продолжительного периода засухи) лучше всего видна в растительном мире, от которого в свою очередь зависят все животные. Поэтому Янис обычно везет зеленую листву и траву:

Jānīts nāca pa kalniņu,
Zāļu nasta mugurā.
Nāc, Jānīti, no kalniņa,
Dod manām telītēm;
Es tev došu siera nuku*
Par telīšu barošanu.

Янис шел по горке,
Груз/вязанка травы на спине.
Иди, Янис, с горки [сюда],
Дай моим телочкам;
Я тебе дам ~кусок* сыра
За кормление телочек.

* Nuka – это такой огромный ломоть, который отрезан от всей буханки хлеба или от всего колеса сыра (неразрезанный на меньшие части).

Распускание зелени связано с дождем, который в день Яниса обычное явление, которое дало основу для поговорки "līst kā pa Jāņiem" (льет как на [в день] Яниса). Зелень обеспечивает коровам корм, а людям соответственно молоко. Jāņabērni (Янябээрни, дети Яниса), которые ходят от одного двора до другого, посыпая все травами/цветами Яниса (Jāņazāles), облигуя/обпевая дома (поют/подшyчивают над хозяевами домов) и вытаптывая сорняки, имитируют самого Яниса как носителя плодородия и благословения. Хозяева домов должны угостить пивом детей Яниса, чтобы лучше рос ячмень в поле. У Яниса вообще особая связь с плодородием зерна:

Vai, Jānīti, Dieva dēls,
Tavu kuplu cepurīti!
Apakš tavas cepurītes
Auga mani mieži, rudzi.

Ой, Янис, сын Диэва,
Твою пышную шапочку!
Под твоей шапочкой
Рос мой ячмень, рожь.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить