ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.06 13:09. Заголовок: Re:


` Ibicus пишет:

 цитата:
Под 6360-м г. какая-то земля начала называться Русской в связи с походом руси на Цареград.



Какая-то земля называлась Русь ДО похода на Константинополь. В термине Ruzaramarcha Ruz - топоним, Ruzara - название выходцев из этой земли. Дата фиксации термина Ruzaramarcha - 862/3.
Филологические аргументы (процессы в южнонемецких диалектах надежно зафиксированные письменными памятниками) датируют время заимствования Ruz (не важно откуда оно произошло) первой половиной 9-го в. и даже вероятно его началом.

Ibicus пишет:

 цитата:
Варяги = русь: Идоша за море к Варягомъ к Руси,— сіце бо звахуть ты Варягы Русь.



Неоднозначно и спорно. См. напр. возражения Горского.

Ibicus пишет:

 цитата:
Варяги ставят города Ладогу, Изборск и Белоозеро, затем отъ тЂхъ Варягъ прозвася Руская земля. Потом Рюрик из Ладоги перебирается в Новгород.



См. С.Л.Кузьмин Ладога в эпоху раннего средневековья.

Первый хуторок (три жилища каркасно-столбовой конструкции, с очагом в центре (т. н. “большие дома”) ) на територии Ладоги (дендродата 753 г. ) действительно возвела какая-то группа норманнов, по мнению исследователей это было поселение одной общины.


 цитата:
Полукруговая (может быть и круговая) схема застройки с включенной в нее мастерской, отсутствие обособленных жилищно-хозяйственных комплексов, малое число домов, а соответственно и их обитателей позволяют рассматривать Ладогу 750–760-х гг. скорее как отдельную единую усадьбу, чем как поселение – зародыш города.
Появление скандинавского поселения в низовьях Волхова не позднее первой половины 750-х гг., до начала эпохи викингов нельзя связывать с функционированием путей с Балтики в страны Востока. Скорее его нужно рассматривать в контексте колонизационного движения норманнов, охватившего Восточную Балтику в VI–VII вв.



А далее:


 цитата:
Смена построек I яруса постройками II яруса связана с появлением в нижнем течении Волхова новой группы населения. Изменение домостроительных традиций и планиграфии застройки, прекращение работы кузнечно-ювелирной мастерской, выпадение и не изъятие “клада” инструментов подчеркивают отсутствие преемственности в жизни поселения на этом этапе. По всей вероятности, не позднее рубежа 760–770-х гг. скандинавская колония прекра-тила существование в связи с продвижением в Нижнее Поволховье носителей культурных традиций лесной зоны Восточной Европы. Они принесли с собой развитую технику строи-тельства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в уг-лу. Вероятно, с приходом этих людей следует связывать серию украшений из оловянистых сплавов, имеющих аналогии на памятниках Северо-Западной Руси последней четверти I ты-сячелетия н. э. (городища Псковское, Изборское, Камно, Надбелье, Еськи, длинный курган в Лоози и др.). Истоки этой традиции могут уходить на юг, в лесостепную зону Восточной Ев-ропы. В таком случае, есть все основания связывать группу нового населения Нижнего По-волховья с продвигавшимся в VII–VIII вв. на север с историческим славянством.

Пожар, случившийся около 780 г., с которым связана смена застройки II яруса соору-жениями III яруса, не привел к существенным переменам в домостроительстве и планигра-фии поселка. Наоборот, на участке, исследованном Е. А. Рябининым, наблюдается полная преемственность застройки, сохранившаяся и в IV ярусе. В течении 780–830-х гг. здесь функционирует мастерская по изготовлению бус. Материалы III яруса (около 780 – около 810 гг.) свидетельствуют, что именно в это время происходит становление путей из стран Балти-ки на Арабский Восток. Встречены салтовские лунницы синего стекла, бусы из сердолика, “фиксируется начало активного проникновения арабского серебра, ... синхронизирующееся с выпадением здесь древнейшего монетного клада 786 г.”, “открыты свидетельства местного стеклоделия, базирующегося на восточной технологии и привозном сырье” [Рябинин 1995: 57–59; Рябинин 1997: 43–49]. Об устойчивых связях с Балтикой говорят предметы североев-ропейского происхождения. Особенно выделяется острие (булавка?) украшенное парными звериными головками [Рябинин 1986: 23–24].



Итак, достаточно очевидно, что начало расцвета Ладоги связанно с приходом в Нижнее Поволховье славян, которые, повидимому, и открыли возможность движения через Восточную Европу посредством пути "Из Варяг в Греки". Уже в IV ярусе (810–830-х гг. ) в Ладоге появляется “Большой” дом (постройка IV–5).


 цитата:
Срубные стены, подквадратные пропорции в плане, конструкция привходного помещения явно связаны с традициями возведения “малых” домов. Подобный симбиоз “североевропейского” интерьера и “восточноевропейской” техники домостроительства привел к созданию оригинальной, чисто ладожской формы жилища [Кузьмин, Петров 1990].



Этот культурный симбиоз, напрашивается соотнести с симбиозом этническим, ибо название русь, во всех формах в которых оно проявилось в началне 9-го в. является в славизированной форме.

Именно этот период синхронизируется с сообщениям Ибн-Хордадбеха о купцах-русах, которые есть "одна из разновидностей славян" (пусть даже они и не славяне по происхождению, а лишь, как сказал Ибрагим ибн-Якуб, "говорят по-славянски, потому что смешались с ними" ), вывозящих как чернобурых лис с северных лесов, так и мечи, повидимому франкские. Эти купцы-русы уже в этот период должны были иметь и другие фактории, помимо Ладоги.

Белоозера варяги не ставили. Что-же касается Изборска, то как теперь выясяется, вскоре после 860 г. группа скандинавов появляется в низовьях Великой, разрушает торгово-ремесленное поселение на Труворовом городище, племенной городок на Псковском городище, и на месте последнего возводят собственную крепость, которая, повидимому, и получила название Isuborg - "город на Иссе", т.е. на Великой в переводе с финского. Этот город существовал до первой половине XI в. (ранее 1044 г.), после чего он гибнет и на его месте возникает уже древнерусский Псков.

Ibicus пишет:

 цитата:
Как любителю, мне чрезвычайно важно знать, кто из нас в этой дискуссии слесарит



Как любитель-любителю позволю заметить, Вы оперируете исключительно материалами Повести Временных Лет, хотя укоряете Вашего оппонента что он не знаком с первоисточникАМИ, источниками же по генезису руси (народа) (9-й век !!!) является не только лишь ПВЛ начала XII в. (!!!). Строго говоря данные ПВЛ по этому периоду можно использовать исключительно в той части в которой они подтвердаемы другими, независимыми данными. И если факт Призвания Варгов находит подтверждение в материалах археологии, то он подтверждает лишь сам факт призвания скандинавов, но не всю сопутствующую канву этой легенды, записанной весьма поздно. Мне, как любителю, наиболее осторожной точкой зрения представляется, что варяги Рюрика это просто варяги, а русь это то сообщество, смешанного нормано-славянского (и м.б. как утверждает Кулаков также и прусского) происхождения, что вело торговлю по пути "из Варяг в греки" начиная с конца 8-го в.

Ibicus пишет:

 цитата:
Вывод - кроме новгородской, никакая другая земля Русской по крайней мере с летописного 6360 года по завоевание Олегом Киева называться не могла.




Почему же тогда она не удержала этого названия? Ни в преданиях, ни в топонимике. Мне представляется, что все дело в том, что Ладога - лишь торговая фактория, промежуточный пункт на торговом пути купцов-русов. Она никак не могла быть их основной землей. Где-же она была, пока, как мне представляется, решать преждевременно. Если то представление о становлении "Восточного пути", как видит его себе В.И.Кулаков ( См. В.И.Кулаков НАЧАЛО «ВОСТОЧНОГО ПУТИ» ), имеет под собой реальные основания, то вероятно, что формирование этносоциума русь началось ранее 9-го века и за пределами Русской равнины. Полагаю, что "собравшиеся из разных родов " видиварии, неплохой кандидат на роль зародыша этого сообщества. Обращает на себя внимание положение этой группы на границе между тремя народами: балтами, славянами и скандинавами, на перекрестке двух крупных водных путей раннего средневековья. Уже Иордан сообщает о существовании в его времени транзитной ("через бесчисленные другие племена") торговли "сапфериновыми" шкурками, т.е. повидимоу шкурками чернобурых лис, добывемых где-то на севере Фенноскандии, племенем суэханс ( как полагают см. это одна из форм названия шведов). Шведы доставляли шкуры по Балтике, а далее эстафеты перенимали, повидимому, жители тех територий по которым проходили маршруты движения товара. Можно предполагать, что поначалу таких маршрутов было как минимум два, в Рим и в Константинополь, а с некоторого времени (начало VIII в.) включился третий - "Восточный Путь". Соблазнительно начальную землю руси искать ближе к центру пересечения этих маршрутов, нежели где угодно на переферии. И Ладога и Киев есть лишь результат поздней экспансии руси, откуда, возможно, и засвидетельствованное арабами наличие нескольких групп русов.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить