ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.06 15:48. Заголовок: В. Г. Васильевский и Андрей Васильев со мной согласились :)


Относительно Braulio.

Из недавно вышедшей книги А.Васильева «Загадка княжества Феодоро»:


 цитата:

Азовско-Черноморская Русь и Византийская Таврика на рубеже VIII-IX веков.

Поход князя Бравлина

На рубеже VIII-IX веков Средневековая Таврика оказалась в центре международной политики. За нее вступили две средневековые сверхдержавы, чей авторитет на западе Евразийского континента не вызывал в то время никаких сомнений: Византийская империя и Хазарский каганат.

Около 787 года хазары захватили административно-политический центр Крымской Готии – Дорос и разместили там свой гарнизон. В ответ местные феодалы во главе с «господином Дороса» и готским епископом Иоанном Готским подняли антихазарское восстание.

Первоначально восставшим сопутствовала удача. Они выгнали хазар и Дороса и завладели горными проходами («клисурами»), ведущими на Южный берег Крыма. Но хазарам стянули в регион дополнительные воинские контингенты, разбили восставших и захватили участников заговора во главе с епископом Иоанном и киром (повелителем) Готии. В результате Таврика оказалась под полным хазарским контролем.

Всего спустя несколько лет после восстания Иоанна Готского на Таврику обрушилась новая напасть. В Житии Святого Стефана, епископа Сурожского, читаем: «По смерти же святого мало лет миноу, прииде рать велика роусскаа из Новаграда князь Бравлин силен зело, плени от Корсоуня и до Корча, с многою силую прииде к Соурожу, за 10 дьний бишася зле межоу себе, и по 10 дьний вниде Бравлин силую, изломив железная врата и вниде в град». Далее следует рассказ о чудесном крещении Бравлина и его бояр, который мы, как не имеющий отношения к нашей теме, опускаем.

Святой Стефан Сурожский был выдающимся иконопочитателем, современником Ионна Готского. Предполагается, что именно его подпись стоит под актами VII Вселенского Собора, восстановившего почитание икон (787). Существуют разные датировки похода в промежутке между 790 и 820 годом. Но наиболее вероятно, что поход состоялся в последнем десятилетии VIII века.

Житие Стефана Сурожского известного в нескольких редакциях и на нескольких языках: греческом, русском и армянском, которые значительно разнятся между собой по содержанию, что сильно затрудняет задачи исследователей данного текста. А в самом тексте непонятно практически все.

Множество трактовок давалось имени Бравлин, но только одна из них подкреплена более-менее приемлемыми аргументами. По мнению первого русского исследователя текста В. Г. Васильевского, имя «Бравлин» готского происхождения. Готское имя Brahwila, при его латинизации преображается в Braulio, (-ionis). Это имя было распространено в вестготской Испании, в частности его носил вестготский епископ Сарагосы, по просьбе которого Исидор Севильский (+636) написал книгу своих этимологий.

Непонятна и локализация «Новаграда», из которого пришел Бравлин. В греческом тексте речь должна идти о «Неаполисе» (Новом городе). Ясно одно, что им не мог быть русский Новгород (за который принял этот населенный пункт русский интерпретатор Жития в XV веке). «Господин Великий Новгород» был основан на ранее второй половины IX века, т.е. как минимум через шесть-семь десятилетий после похода Бравлина. Кроме того контекст Жития заставляет предположить, что этот город находился где-то рядом с Таврикой, если не на самом полуострове. Высказывались мнения о том, что агиографический Неаполис это столица Скифского царства Неаполь в окрестностях современного Симферополя. Историк русской церкви А. Карташов утверждал, что этот город значился на генуэзских порталанах XIV-XV веков. По другой версии «Новаград» это город Таматарха на Тамани (русская Тмутаракань), основанная предположительно на рубеже VIII-IX столетий. Интересно, что в хазарских документах этих же столетий «новым городом» называется Мангуп.

Еще один вопрос, который возникает у историков: в чем была причина похода этого правителя на Сурож? Историк Г.В. Вернадский в книге «Происхождение России» высказал предположение, что нападение было делом византийских дипломатов, ссорившихся с хазарами из-за Готии, которую хазары усмирили в 787 г. В результате похода пострадали города хазарской части Крыма, но был разграблен и греческий Корсунь (Херсонес). Но выгода в этом была для греков, после похода Готия вернулась под протекторат Византии.

Действительно византийцы часто использовали против хазар соседние народы. Так, Константин Багранородный, в книге «Об управлении Империей» советовал в случае угрозы византийским интересам на полуострове слать дары правителю Алании (располагавшейся в то время на Кубани) с тем, чтобы он тревожил владения хазар.

Но конечно же, самый главный интерес вызывает информация «Жития» о том, что Бравлин был «русским» князем. Ведь до начала истории Руси, которую мы учили в школе, на момент похода Бравлина оставалось еще шесть десятилетий – период совсем не маленький по историческим меркам.

Так кем же был этот предводитель русской рати с готским именем, и кем были его подданные?

========

Vernadsky G.V. The Origins of Russia. - Oxford, 1959. – р. 180-182.





Спасибо: 0 
Цитата Ответить