Неисторик пишет:
цитата
"И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ; и бЂша у него Варязи мужи СловенЂ, и оттолЂ прочии прозвашася Русью. Сеи же Игорь нача грады ставити, и дани устави Словеномъ и Варягомъ даяти, и Кривичемъ и Мерямъ дань даяти Варягомъ"
Перед летописцем стоит сложная задача, это не только рассказ о начале руской земли, но и объяснение трансформации отношений, изменений в мотивации поступков, наконец, введение в оборот новых терминов, означающих новый социум, сформировавшийся под действием новых отношений в обществе. Важно и то, что этот сложный фрагмент о вокняжении Игоря следует за описанием убийства Асколда и Дира, которое на первый взгляд кажется маломотивированным, перед летописцем стоит задача объяснить мотив читателю, ментально реабилитировать поступки Игоря.
Если говорить о смысловых ощущениях, то можно попробоват разбить текст на четыре фразы:
И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ; - начало невызывает особых сомнений, ибо сказанно Игорем "азъ есмь князь", но должно быть определение князем каких людей (или земель) является Игорь, далее как раз речь об этом,
и бЂша у него Варязи мужи СловенЂ, и оттолЂ прочии прозвашася Русью. - очень важный в смысловом отношении фрагмент, коротко сформулированно содержание обоснования княжеской власти Игоря, т.е. с ним его подданные варязи-словене, которые "прозвашася" Русью. Летописец фиксирует важный для понимания ситуации факт, что это не просто варяги, а именно те, которые "мужи СловенЂ", т.е. те, которые владеют Руской землей. Вокняжение Игоря последовательно передаёт название Русь "прочим", т.е. где власть Игоря - там Русь. Хронологически можно сформулировать так: до Игоря Киев - не Русь, после вокняжения Игоря - Русь, княжеская власть в Киеве приобретает новое качество, можно провести паралель с расширением княжеского домена, потому, что у Игоря "бЂша ... Варязи мужи СловенЂ" и только Игорь может сказать "азъ есмь князь" ... руси.
Сеи же Игорь нача грады ставити, и дани устави Словеномъ и Варягомъ даяти, - летописец представляет читателю основные "обязанности" князя, попутно подчеркивая кому надо приносить дань, т.е. тем же словенам-варягам (которые русь), скорее всего именно эти княжеские люди, которые "бЂша у него Варязи мужи СловенЂ" и стали первыми сборщиками дани первого руского князя на Киевской земле.
и Кривичемъ и Мерямъ дань даяти Варягомъ - тематика сбора дани, безусловно основная в административной системе руского князя, потому летописец подчеркивает обязанности субъектов данеобложения, перечисляет их и указывает на тех, кому по "ряду" эта дань предназначается. Окончание фрагмента указывает на обширность владений князя и легитимность его власти, природу происхождения которой летописец разяснил в тексте ранее.
Неисторик пишет:
цитата
Задача явно его созвучна той, что ставил автор ПВЛ: раскрыть читателю происхождение современного ему Русского государства и русского народа (откуда есть пошла русская земля).
По-моему, это слишком сложная задача для древнего ученого мужа, сомнительно, что он мыслил такими категориями. Скорее всего он весьма понятно писал то, что читается, т.е. конкретно "откуда есть пошла русская земля".