ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.05 17:56. Заголовок: А кое-кто свеонов со сванами путает :)


Представляю себе лиц кавказской национальности из Сванетии при дворе Людовика : «Ара, ара, Ваше величество!»

цитата

Но дальнейшие рассуждения будут, очевидно, непонятны, если мы
не сделаем уточнение, касающееся самого этнонима «шведы»: важно
понимать, что в том виде, в каком это слово предстоит перед нами,
оно является русской транскрипцией древнего названия жителей
Свеонии. Указанное, наиболее фонетически близкое к первоисточнику
транскрипирование (Suidiod-Сведиод-Шведиод), произошло, по всей
видимости, во времена Позднего Средневековья, потому что русские
летописи ещё 13-14 вв. знают свеев, а не шведов: «Те варяги
назывались Русь, как другие называются Свеи, а другие Оурмани,
Англяне, а иные Готы»; соответственно, страна, где проживали свеи,
называлась у русских Свеонией.
В «Бертинских летописях», которые, кроме прочего, рассказывают
о том, что в 829 г. греческий император Феофил отправил посольство
к королю франков Людовику Благочестивому, сочетание, которое
переведено на русский как «шведское племя» в подлиннике выглядит
«eos gentis esse Sueonum».
Таким образом, соотнеся сообщение Рубрука о том, что свевы
обитали «восточнее моря Танаидского» (Азовского моря, куда впадает
Танаис-Дон), с указанием Снорри Сторулсона на то, что по
территории Прашвеции (Свеонии) протекала река Танаис, мы можем и
должны сделать вывод о том, что прародиной свевов была упомянутая
местность, а само определение «свевы» есть одна из прошлых
транскрипций того национального имени, которое в современном
русском языке звучит как «шведы». Можно привести ещё одно
доказательство в пользу приведенных рассуждений. О стране свеонов
(Sueonum) на юго-востоке Европы задолго до Рубрука знал Страбон:
«К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду
(располагалась на месте нынешнего Сухуми - А.Г.), принадлежат и
свеоны, которые превосходят своих соседей могуществом; и, быть
может, они почти что самые воинственные и сильные из всех. Во
всяком случае, они господствуют над всеми народностями вокруг них,
занимая вершины Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой. У них
есть царь и совет из 300 человек, как говорят, они могут выставить
войско до 250.000 человек. Действительно, вся народная масса
представляет боеспособную, хотя и неорганизованную силу. В их
стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары
ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник
миф о золотом руне. Некоторые называют их также иберийцами -
одинаково с западными (т.е. Пиринейская Иберия сост.) - от золотых
россыпей, находящихся в обеих странах. Свеоны применяют для
наконечников стрел яд удивительного действия, который своим
запахом приносит мучения даже не раненым отравленными стрелами.
Прочие народности, живущие около Кавказа, занимают скудные и
незначительные пространства земли» (Страбон. География в 17
книгах. «XI, II, 19»).
Мы уже привели доказательства тому, что между этнонимами «eos
gentis esse Sueonum» (свеоны) и свевы можно провести знак
равенства. Кроме того, замечание Страбона, что «некоторые называют
их также иберийцами», сравним с таковым у Рубрука о соседстве
свевов и иверов: «…выше этого устья находится Зикия, которая не
повинуется татарам, а к востоку - свевы и иверы, которые [также]
не повинуются татарам».
Так ли уж случайно сочетание «свеоны - иверы» у Страбона с
подобным «свевы - иверы» у Рубрука при том, что и тот, и другой
описывают близко расположенные друг к другу местности, которые в
прошлом были одной страной? Страна эта, существующая до настоящего
времени и известная как Сванетия, расположена, практически, там,
где и располагалась во времена Страбона.

(Аркадий ГАЙСИНСКИЙ ’Аланы.Вандалы.Свевы.’)




Спасибо: 0 
Цитата Ответить