Ibicus пишет:
цитата: |
...аннонсировали свою книгу, в которой обещали окончательное ниспровержение пресловутого антинорманизма... |
|
Ну, это я пишу в свойственной мне
мягкой самоироничной манере. Моя книга глубоко не затрагивает раннюю историю Руси.
Ibicus пишет:
цитата: |
Imho, лингвистические построения иногда выглядят куда более правдоподобнее, чем некоторые источниковедческие и археологические, |
|
Для лингвистики характерны и
иные цели, и
иные методы, и
иные результаты исследования - которые не всегда применимы для решения исторических проблем. Поясню на примере:
В свое время Марк Блок в "Апологии истории" так разъяснял сущность
многовариантного подхода в гуманитарных науках (пересказываю по памяти): есть город Х., в трущобах которого вспыхивает эпидемия чумы. Исследованием этой эпидемии занимается ряд ученых. Для
биолога причиной эпидемии служит конкретный вирус, а
условием его распространения - нищета населения. Для
социолога же
причиной эпидемии является именно пауперизация населения, а
поводом для ее возникновения - конкретный возбудитель заразы.
Оба ученых правы - но не нужно механически переносить методы одной науки, на другую. Вернемся ко взаимоотношениям истории и лингвистики. Для
лингвиста решением проблемы является построение
лингвистически непротиворечивой реконструкции. На этом лингвист считает свою задачу выполненной - и
он прав со своей точки зрения и в рамках своей науки. Но в случае со
сложной комплексной исторической проблемой одной непротиворечивой реконструкции недостаточно: для того, чтобы она имела не
факультативный характер, а характер
более-менее серьезно рассматриваемой гипотезы - необходимо, чтобы она была встроена в
исторический контекст, непротиворечиво объяснала
весь комплекс имеющихся сведений-артефактов. Этимологизировать имя "русь" можно из
славянского, можно из
иранского, можно и из
китайского - без обоснования
исторического механизма появления-бытования имени
в конкретных реалиях конкретного времени - все это не более, чем факультатив.
Фацит: решение
проблемы "руси" невозможно без привлечения данных лингвистики (и иных наук), но никоим образом
не следует абсолютизировать только одну из граней проблемы.
В сущности, то, что я говорю - довольно банально. Это должно быть понятно любому
практикующему историку, я даже удивлен, что это приходится объяснять.
Удачи, Л.