Лена М.
Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.15 17:06. Заголовок: Мусин А.Е. Скандинавское язычество на Востоке по данным археологии: общее и особенное


Мусин А.Е. Скандинавское язычество на Востоке по данным археологии: общее и особенное // Российский археологический ежегодник, 2012, 2, 555-602.

 цитата:
Резюме: в статье на основе данных археологии анализируется эволюция скандинавского язычества в Древней Руси. Автор сравнивает различные типы амулетов, найденных в Скандинавии и Восточной Европе. Редкость некоторых амулетов объясняется характером присутствия скандинавов на Востоке. Различие между археологическими материалами и выявленные изменения демонстрируют процесс аккультурации скандинавов в Восточной Европе и фон христианизации Древней Руси.

Ключевые слова: язычество, амулеты, аккультурация, христианизация.


с. 585:
 цитата:
Подведем некоторые итоги. Появление скандинавов в Восточной Европе в VIII–IX вв. принесло с собой архаические ритуалы сельских регионов Средней Швеции эпохи Венделя. В дальнейшем ориентация на архаичные образцы продолжает сохраняться, что находит свое выражение в копийности материальной культуры северного язычества на Руси. Однако такая ориентация не может рассматриваться как исключительно местное явление. Архаические элементы культа импортировались на Восток новыми переселенцами, вливавшимися в новый этносоциум. В тоже время потомки руссов IX в., будучи оторванными от традиционного культа, сложившегося на скандинавской почве, достаточно быстро расставались с характерными особенностями северной религии в процессе своей аккультурации. Отсутствие единого миграционного механизма скандинавов приводило к «волнообразности» этого процесса и отсутствию непосредственных связей между разновременными группами переселенцев. В свою очередь это препятствовало полноценному воспроизводству северной религии на Востоке. Археология определенно позволяет выделить несколько таких «волн», одна из которых датируется 930–950 гг. и находит отражение в материалах Ладоги, Новгорода, Гнездова и Среднего Поднепровья в виде следов скандинавских строительных ритуалов, в сооружении культовых мест и в формировании стабильной погребальной традиции. Именно к середине Х в. относится синхронность появления новых типов вещей в Гнездово и Бирке [Жарнов 1991: 219; Jansson 2005: 70–75]. Однако если религиозная культура Гнездово, оставаясь «заповедником» провинциального язычества в Восточной Европе, демонстрирует наибольшую близость памятникам сельской Швеции, то картина скандинавской религии в Бирке с постепенным отходом ее населения от традиционных ритуалов в целом весьма напоминает древнерусскую ситуацию.

[Жарнов 1991] Жарнов Ю.Э. Женские скандинавские погребения в Гнездово // Авдусин Д.А. (ред.). Смоленск и Гнездово: к истории древнерусского города. М.: МГУ, 200–225.
[Jansson 2005] Jansson I. 2005. Situationen i Norden och Osteuropa for 1000 ar sedan — en arkeologs synpunkter pе fragan ostkristna inflytanden under missiostiden // Janson H. (ed.) Frеn Bysans till Norden: ostliga kyrkoinfluenser under vikingatid och tidig medeltid. Skelleftea: Artos, 37–95.


Впечатляющая работа со впечатляющим по охвату-объёму Списком использованной литературы (с. 587-602)...

Спасибо: 0 
Профиль


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия