Для прояснения сути термина и его связи с определённой методологией.
Этот термин имеет 4 значения:
1) первая, класическая парадигма научной историографии, с учётом эволюции историзма в историографии,
2) этим же термином именуются родственные историзму историографии парадигмы в других гуманитарных науках,
3) методологическое требование к индивидуализации каждого прошлого события, объяснение и определение в контексте того времени, а не в современном понимании добра и зла. В этом качестве историзм является методологическим принципом для понятия историзма в 1) смысле,
4) историзм ещё употребляется в качестве аналога понятию исторического релиативизма: отрицания абсолютности-универсальности различных норм и правд на том основании, что все эти нормы и правды возникают в определенном историческом контексте.
Историзм, как методология и историзм как мировозрение входят в конфликт, это - апория. Противоречие возникает вследствии того, что историк, руководствоющийся принципами историзма и свою деятельность должен видеть через призму историзма. Это означает, что свои исследования, взгляды, интерпретации, нормы методологической рациональности он обязан понимать в определенном историческом контексте времени своей эпохи, следствиями и выражениями этой эпохи. Отказ от применения абсолютных надвременных стандартов правды, добра и под. влечёт за собой отказ от применения таких критериев к своим взглядам и интерпретациям. В таком случае вместо вопроса о правильности интерпретаций возникает размышления о том, почему же эти интерпретации дали тот или инной результат (т.е. почему они такие)? Значит картина прошлого, написанная историком, во первых является отражением его личности и его эпохи (тест Роршаха). То, что историк видит в прошлом зависит от того, кем он является и чем живут люди в его современности.
Требование познавать каждую эпоху «через её саму» ведёт к констатации факта, что каждая эпоха познаёт другие эпохи только через себя - современную. Так методологический историзм, если он применяется последовательно, превращается в свою противоположность: презентизм или актуализм, т.е. констатацию, что каждая истинная история есть «современная история».
Эту апорию историзма можно выразить проще: как разум может познать историю, если он сам - историчен?
Разрешение конфликта кажется простым, учитывая идею о прогрессе. Однако сама идея о прогрессе - историософская, значит отпадает как метафизическая. В таком случае методологическая проблемма историзма требует других интерпретаций и решений.
P.S.
Мысли вычитанные, только переведенны+интерпретированны, но показались интересными. Какие будут соображения?
Продолжение темы напрашивается: о псевдопроблемме обоснования объективности познания исторического прошлого, т.е. почему историку невозможно быть объективным.