litz пишет:
цитата: |
Еще раз повторяю, именно наличие в германском корне гласной -а- не позволяет принять безоговорочно германскую этимологию. |
|
Понятно, что не может быть, не понятно - почему?
От латышского слова схема написанного в обратном порядке примерно такая:
glisis <- *gl(e)isis, *gl(a)isis.
litz пишет:
цитата: |
ищет у сохранившихся на карте Европы кельтов собственные слова для янтаря. Но откуда они у ирландцев, бретонцев и прочая? Там же янтаря не бывало никогда. |
|
По-моему, речь была не о том. Вообщем, так бывает, что янтаря нет, а название - есть. Сплошной пример - угро-фины (это тоже уже обсуждалось).
litz пишет:
цитата: |
Единственные кельты, у которых могло быть собственное слово для обозначения янтаря, должны были жить на Балтике. |
|
Мысль понятна, но неубедительна. Как и то, что Тацит описывает именно этих якобы кельтов, которые якобы жили в Прибалтике и имели, якобы собственное слово
"glesum". litz пишет:
цитата: |
3) далее предыдущий оратор считает, что слово для обозначения "янтаря" должно иметь побочное значение "смола". Но откуда такие химические познания у "эстиев" (Тацит также отмечает, что они не интересуются природой янтаря)? Достаточно того, что зафиксировано (в староирландском) такое значение, как "яркость, светлость" (glese). |
|
По-моему - недостаточно, вполне логично связывать эти значения. И дело в том, что староирландцы этой связи не имеют, а у старогерманцев она наличествует. К тому же тут есть некоторое косвенное противоречия ранее вами высказанным аргументам о том, что ирландцы янтаря не видели и слова-обозначения не имели.
litz пишет:
цитата: |
Сторонники теории, что тацитовы "эстии" были балтами легко допускают, что Matrem deum легко может быть отождествлена с божеством любого индоевропейского народа. Тогда почему тацитовых "эстиев" упорно они считают балтами, а не славянами, германцами и проч.? |
|
Есть разные мнения, стопроцентной уверенности в том или инном варианте нет ни у кого, слишком мало свидетельств. Насчёт балтов или славян, для тацитовского времени, скорее всего, это одно и тоже, по крайней мере достоверных признаков-свидетельств славян ранее 4 в.н.э. пока не обнаруженно. Видимо, главные аргументы атрибуции - археология и немножко филология с письменными свидетельствами. До конца 19 века этих древних жителей обычно считали германцами (
тут приводилась ссылка на книгу Кушнера, при наличии свободного времени могу отсканить отрывок по этой теме, если интересно).
По вашим пунктам:
1)
«этимология этнонима» - ничего не доказывает, более того, ранее считалась основным аргументом германской атрибуции. К тому же имеется и балтийская этимология (приводилась).
2)
«этимология слова glesum» - держится на единственном аргументе невозможности чередования
е <-> a.
3)
«соответствие "матери богов" кельтским "матерям-богиням"» - не выдерживает никакой критики.
4)
«указание Тацита на близость языка эстиев кельтскому» - уже говорилось:
«это вполне объяснимо с точки зрения перемены согласных, по которой германцы к тому времени уже отличались от других индо-европейцев, такой перемены в языке кельтов не было». Могу лишь пояснить, что такого лингвистического явления не было и в балтийских языках, аналогично кельтским.
В довесок - археология, ничего не приходилось слышать о каких-то достоверно атрибутированных кельтских ископаемых древностях. Единственный пункт, который можно обсудить более подробно - 2).