vilkacis пишет:
цитата
Ты мог бы предложить какую-нибудь литовскую дайну, в которой чувствуется какой-либо аспект мировоззрения древних литовцев...
Мировоззрение, по моему, отражается в любой песне, даже не обязательно древней...
У меня под рукой - только сборник военно-исторических песен. Вот одна из древнейших песен этого жанра (записанная в 1849 г., но на польском языке пересказана уже в 1582 г. в "Хронике" М. Стрыйковского - он отмечал, что песня повествует о взятии Каунаса крестоносцами в 1362 г.:
Rinkinys 1. - Ko tujei, kunigėli,
Sudaičio,
Atitarinys Sudaičio,
Sudaičiutėle.
2. Ilgai pamigėli,
Sudaičio?
3. Miegą bemigantem,
Sudaičio,
4. Iškirta karelius,
Sudaičio,
5. Išpylė pilelę,
Sudaičio.
6. Katro tau, kunigėli,
Sudaičio,
7. Daugiau pagailėja,
Sudaičio?
8. - Ne taip gaila man pilelės,
Sudaičio,
9. Kaip man gaila karelių,
Sudaičio.
10. Aš pilelę supilsiu,
Sudaičio,
11. Dvejais trejais meteliais,
Sudaičio,
12. O karelių nebužauginsiu,
Sudaičio,
13. Nei dešimtis metelių,
Sudaičio.
(Lietuvių liaudies dainynas, t. 3: Karinės istorinės dainos, d. 1 / parengė P. Jokimaitienė, Vilnius, 1985.)
- Зачем ты, князь,
Судайчё,
Судайчё,
Судайчютеле,
Долго спишь?
Во время сна
Выбили воинов,
Рассыпали замок.
- Которого ты, князь,
Больше пожалел?
- Не так жалко мне замка,
Как мне жалко воинов.
Я замок насыплю
За два-три года,
А воинов не выращу
И за десять лет.
(Примечание: в перводе припевы не приводятся, кроме первого раза, не могли быть переданы деминутивные формы имен существительных, очень характерные для литовских песен - князек, солдатики, замочек, годики - в русском это звучало бы не лепо.)
vilkacis пишет:
цитата
И что в феминизме плохого?
Тенденциозность, присущая новым движениям, когда в истории слишком хочется отыскать то, что не всегда имеет место в действительности...