|
Отправлено: 05.09.05 19:26. Заголовок: "Dzintara kalnā" - IV
По разным причинам, в том числе и из-за столетних гонений на древнюю диэвэстиибу, в дайнах мало упоминаются культовые ритуалы, о которых свидетельствуют хроники и церковные акты. Однако очень хорошо видно, что Диэвопризнание у древних латышей связывалась с упоминанием и daudzināšana (что-то вроде "восхваления", но происходит от слова "daudz" - "много") Диэвa как неот’емлемой части каждодневной жизни - она вовсе не экономилась только для праздников и воскресений: Es Dieviņu pieminēju I rītā, vakarā: Še ceļos, še guļos Zem Dieviņa kājiņām. Я Диэвиня (Диэвa) упоминал/вспоминал/припоминал И утром, [и] вечером: Здесь встаю, здесь ложусь Под ножками Диэвиня (Диэвa). Диэвопризнание выражается в личном переживании и отношении каждого человека, а также в кругу семьи, а не только в формальных структурах, общественных церемониях. К присутствию Диэва человек готовится с помощью разных самоочистительных ритуалов, очищая себя, свой дом, округу: Nāc, Dieviņ, uz manim Šovakar vakarēt: Balti mani liepas galdi, Tīra mana istabiņa. Иди, Диэвc, ко мне Сегодня вечером "вакарить"*: Белые мои липовые столы (столы из липы), Чистая моя комната. * "vakarēt" - современный латыш мог бы спутать это слово с "vakariņot" (ужинать). Но хотя оба эти слова происходят от слова "vakars" (вечер), "вакарить" - это что-то наподобие медитации. Но это не тот транс, о котором ты меня спрашивал, "vakarēt" больше относится к коллективному действию, я его представляю как медитацию в виде коллективного пения или молчания (могут чередоваться), наиболее подходящее мeсто - за столом (поэтому "вакаренье" могло бы быть об’единено и с ужином) или возле очага, огня. Но это можно было бы делать (вакарить) и в одиночестве. В каждодневном быту человек просит благословления Диэва и желает его также другим; об этом говорит целый ряд застывших в языке формул, как например выражение "Dievs palīdz" (Диэвс помоги [тебе], = бог в помощь), которое обычно говорят, когда встречают кого-то за работой. Помощь Диэва (или Диэва и Лаймы) призывают также начиная каждую новую работу или начиная путь. Такие формулы подчеркивают, желаемое и делаемое лучше будет получаться тогда, когда оно будет соответствывать/согласовываться воле Диэва и высшим законам мира. Без благославления Диева ничего не получается (как хочется), ничего не проис ходит механически, само по себе или только силами человека: Vai, Dieviņ, ko darīšu? Man Dieviņis nelīdzēja: Sausa malka man nedega, Zaļa birze nelapoja. Ой, Диэвиньш, что буду делать? Мне Диэвиньш не помог: Сухие дрова у меня не горели, Зеленая роща не зеленела (листвой не покрывалась).
|