|
Отправлено: 05.09.05 19:45. Заголовок: "Dzintara kalnā" - XIII - Pērkons
Что касается персонификаций образов божеств мужского рода, то согласно взглядам некоторых исслeдователей, индоевропейская традиция разделяет их также на три категории. Однако это разделение определяется не этапами жизни и их биологически-общественными функциями - как это у богинь, а функциями, которые раньше были связаны с общественными слоями людей. Первая функция - функция правления и законодательства - принадлежит главному богу. Это латышский Dievs (Диэвс), о котором уже говорили, древнегреческий Зевс, древнеиндийский Dyāus, индуистский Вишна. Вторая мужская функция - военная функция, сюда входят германский Тор, славянский Перун, литовский Перкунас и латышский Pērkons (Пээркуонс), которого хроники называют также главным богом древних прусов и литовцев. Латышский Пээркуонс как в дайнах, так и в каждодневном языке реже призывается, чем Диэвс, однако у Пээркуона важная роль в латышском солнечном мифе о небесной свадьбе. Главная манифестация Пээркуона в природе - это гроза, гром, отдельные элементы которого диференцированы как сыновья Пээркуона: Pērkona tēvami Deviņi dēli, Tie visi deviņi Amatnieki: Cits spēra, cits rūca, Cits zibenāja, Cits laida migliņu Avota malā. У Пээркуона отца Девять сыновей, Они все девять Мастера: Кто-то ударял, кто-то рокотал, Кто-то молнил (молнии метал), Кто-то пускал туман На краю ручья. С именем Пээркуона больше всего связаны разные члены его семьи: Pērkonīši (Пээркуонииши) - пять братьев, их мать плетет сито для отсеивания мелкого дождя, упоминаются также дочери и невестки Пээркуона. Пээркуонc – воинственный бог. Как дайны, так и поверья указывают, что воинственной роли Пээркуона подобает преследование йодов и сражение молниями. Латышский Пээркуонс сохранил в себе очень архаичные функции и полностью соответствует ведийскому Индре, который тоже преследует разных чертей и нечисть, особенно дракона Вртру, который украл дождевые облака и не дает земле влагу. Так как гроза Пээркуона приносит летом дождь, а дождь нужен для полей и зерна, то Пээркуонс так же как и Индра выполняет не только военную функцию, но и как дождевой бог об’единяет ее с функцией плодородия. Для примера волшебные слова, с которыми обращались к Пээркуону: Pērkons brauca pa jūriņu Putošā laiviņā. Brauc, Pērkon, Vidzemē Apraudzīt Vidzemītes: Vidzemnieki gauži lūdz – Miežiem asni novītuši. Пээркуонс ехал по морю На пенящей лодке. Едь, Пээркуон, в Видзэмэ Навестить центральные земли: Видзэмниэки (жители Видзэмэ) очень просят – [потому что] У ячменя побеги завяли.
|