|
Отправлено: 05.09.05 19:46. Заголовок: "Dzintara kalnā" - XIV
Самое известное представление о Пээркуоне - это debesu kalējs (небесный кузнец), который кует пояса, шпоры и оружие для сыновей Диэва и разные украшения для дочери Солнца: Kalējs kala debesīs, Ogles bira Daugavā: Saules meitas saktu kala, Dieva dēla zobentiņu. Кузнец ковал в небесах, Угли сыпались в Даугаву: Сакту [чью?] дочери Солнца ковал, Мечь сына Диэва [ковал]. У этой персонификации грома и молни как явлений природы есть паралель и в древнегреческой мифологии, где Хефаист кует для Зевса скипетр и для бога солнца Гелия - колесницу. Пээркуонс особенно связан с металом, камнем и черным цветом: Pērkonami melni zirgi, Ar akmeni nobaroti, Dzer sudraba ūdentiņu Tēraudiņa silītē. У Пээркуона черные кони Камнями накормленные, Пьют серебряную водицу Из стального корытцa. Пээркуонс управляет также целительными и охраняющими здоровье силами. При раскопках могильников, особенно относящихся к 8-12 векам нашей эры, в мужских могилах очень распространены маленькие, топорообразные янтарные подвески, которые носились как омулеты. Топор, которым Пээркуонс валит дубы - сам свои священные деревья - известный атрибут Пээркуона у всех индоевропейских народов. (Связь между молнией, которая часто попадает в дуб, и топором бога грома Тора особенно ясно видна в скандинавской мифологии. Также и мелкие кривые сучки дуба в своем роде напоминают зигзаги молнии.) Эти маленькие янтарные топорики носились как талисманы против ранений в бою. Примечательно, что народные поверья до наших дней приписывают целебные свойства янтарю и так называемым "пулям грома", которые находят там, где ударила молния.
|