Какая там культура в IX-X вв.?
Деньги шли для удержания в своем подчинении дружинников. Нет у пана-атамана золотого запаса, все таки переходили к другому
.
Община приглашала князя, она же и могла его выгнать, не обращая внимания на лествичное право
. Это не раз происходило, причем не только в Новгороде, но и в Киеве, различных западнорусских городах.
А ошибка Фроянова в том, что он причисляет к феодалам только князей и их приближенных, не принимая во внимание верхушку общины. Противоречие в том, что если бояре представляли интересы общины, то у них должен был бы быть мир с прочими общинниками и между собой, а следовательно приглашение князя с дружиной со стороны для разрешения внутриобщинных конфликтов было бы излишним. Для защиты от внешних нападений достаточно было местного ополчения. Военная роль дружины была невелика.
regards,
aeg