|
Отправлено: 14.06.06 16:19. Заголовок: Re:
Ваксман пишет: цитата: | 1) очевидное созвучие с руотси и далее с парами типа сумь-суоми. |
| Неправильно сформулированно, чтобы быть полноценным фактом. Однобоко как-то. Процитирую О.Н.Трубачева, К истокам Руси : цитата: | .... мы хотели бы подчеркнуть здесь правильность наблюдения, что название Русь органично включилось как собирательное в ряд таких же собирательных имен русского языка, в число которых входят, наряду с апеллатнвной лексикой, также этнонимические обозначения: знать, чернь, челядь, Чудь, Весь, Корсь158. Нельзя не видеть чисто славянского, славянорусского словообразовательно-морфологического облика этих образований. Примеры вроде польск. Siewierz (из древнего *sĕverъ), центр старинного княжества к западу от Вислы, и др.-русск. сербь «сербы, Сербия» начисто опровергают мнение, будто названия с конечным -ь обозначают только неславянские народы, а Русь как название славянского народа составляет среди них единственное исключение159. Способность собирательной модели на ь/i обозначать также неславянские народы, в свою очередь, замечательна, но она, во-первых, дает основание говорить о продуктивности данной модели как славянской, а во-вторых, в разряд имен на ь/i попадают наименования довольно разных народов, окружающих славян, и отнюдь не только финноугорских племен, как можно понять160. Иначе говоря, сюда относятся не только весь, ямь/емь, пермь, чудь (о чуди, впрочем, скажем особо), но и Скуфь «Скифия» (Повесть временных лет), термин, созданный на юге, для передачи византийско-греческого Σκυθία и старопольское Saś «Саксония», термин, возникший на западе, и, также старые польские обозначения соседних балтийских племен — Żmudź «Жмудь, Жемайтия, Нижняя Литва», Jaćwież «ятвяги», ни одно из которых не имеет отношения к финским племенам Севера, сюда же и древнее русское голядь, название окраинного балтийского племени. Таким образом, стремление излишне изолировать имя Русь от славянского словообразования и вообще — утверждать, что «...другие славянские языки не обладают этнонимией этого словообразовательного ряда»161 — не выдерживает критики. Как раз о былой продуктивности этой славянорусской модели и ее способности излучать новообразования не только в южном и западном направлениях, но и в северном направлении, свидетельствует распространение слова чудь, древнего русского названия старого финского населения северных губерний, вплоть до саамских диалектов162. |
| Добавлю к этому из Фасмера: Жемойть (Жемоить, Жемоть) из лит. žemaĩtis, а Жмудь из польск. Żmudź, Żmódź, żmujdski Ямь из фин. Нa"mе; кърсь происходит из балт. языка: ср. лтш. Kur^sа "страна куров", лит. kur̃šas "латыш, житель Курземе"; В статье Весь Фасмер указывает исконную форму фин. Vepsa" мн. Vepsa"la"iset форма же *Vepsi является гипотетической построенной по аналогии с парой Ruotsi : Ruotsalaiset. цитата: | Однако форма на -ь скорее является русск. собир. именем типа чудь, сербь и под. |
| Т.е. даже Фасмер выражает то-же мнение что и Трубачев - это типично-русский морфологический элемент. цитата: | 2) существование и смысл слова русь или его прототипа в языке приильменских славян к моменту контакта с скандинавами |
| Что это за Факт? Что в нем объективного? цитата: | 3) почему скандинавы были названы именно так, а не свеями, гаутами? |
| А почему греки стали ромеями? Почему на окраинах Орды её осколки стали называтся татарами? Почему византийцы мадьяр именовали тюрками? Еще продолжать? цитата: | 4) почему это название быстро стало самоназванием? пояснение - украинцы в России и русские на Украине крайне редко называют себя хохлами или москалями, чеченцы в Москве никогда не называют себя чернож**ыми |
| Потому что речь идет не о внешней кличке, а о самоназвании членов полиэтнического сообщества. Вот скорость действительно может являтся некоторой проблемой. Но эта общая проблема ЛЮБОЙ существующей гипотезы происхождения руси и любой гипотезы происхождения её названия. Следуя общей тенденции можно ожидать, что эта сообщность начала формироватся существенно раньше 9-го в.
|