Лена М.
|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 12.09.15 19:32. Заголовок: Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа
Весьма НЕтривиальная работа: Козьмина Елена Юрьевна. Фантастическая криминальная литература: жанр полицейского романа // Новый филологический вестник, 2011, вып. 1(16), с. 141-148. цитата: | В статье доказывается принадлежность двух романов – «Стальные пещеры» А.Азимова и «Отель “У погибшего альпиниста”» А. и Б.Стругацких – к жанру полицейского романа. На основе сопоставления фантастического и нефантастического вариантов жанра выявляется их различие и формулируются характерные признаки фантастического полицейского романа. Ключевые слова: жанр; криминальная литература; детектив; полицейский роман; сюжет; конфликт; эпическая ситуация; «Стальные пещеры»; «Отель “У погибшего альпиниста”» |
| Интересно, что у Елены Юрьевны указаны сразу три места исполнения сей работы (affiliation): - Уральский государственный университет им. А.М. Горького, отдел информационно-аналитических систем и международных проектов - Музей истории Екатеринбурга - Екатеринбургская академия современного искусства (Институт) А сама работа весьма и весьма: цитата: | с. 144: Таким образом, можно подвести предварительный итог. Первое отличие фантастического полицейского романа от нефантастического варианта - доминирование эпической сюжетной ситуации над конфликтом. Второе состоит в том, что сущность фантастической эпической ситуации немыслима для нефантастической литературы, изображающей мир в рамках представлений читателя о границах возможного. И, наконец, третье отличие заключается в особой трактовке выбора героя. В нефантастической литературе обычно лишь один выбор соответствует нравственному закону; в фантастическом же варианте критериев «правильности» поступка героя нет, и отсюда неоднозначность оценки результатов разрешения проблемы. То, например, как Элайдж Бейли разрешает частную ситуацию (отказ от преследования преступника) и более общую проблему, связанную с жизнью всего человечества, можно оценить как паллиатив. |
| цитата: | с. 147: Отметим, что это вполне согласуется с нашими выводами, сделанными в результате анализа романа А. Азимова «Стальные пещеры». И в том, и в другом романе на первый план сюжета выдвигается эпическая ситуация, позволяющая продемонстрировать не частный случай, а полноту бытия, которая «выступает как взаимодополнительность основных его аспектов и единство противоположностей»14 . Литературные возможности фантастики позволяют с особой остротой поставить вопрос нравственной оценки выбора героя, проходящего испытание в буквально невероятных условиях, не имея ни образцов поведения, ни критериев правильности своего поступка. Все перечисленные особенности отличают фантастический вариант полицейского романа от нефантастического. Однако «Отель...» имеет отличия и от «Стальных пещер». Событие преступления в этом романе . иллюзорное, ненастоящее, в то время как преступление в «Стальных пещерах» . вполне конкретно. Исходя из этого несовпадения, можно считать, что «Стальные пещеры» и «Отель "У погибшего альпиниста"» это два варианта фантастического полицейского романа, различающиеся характером сюжета и основного события преступления. К произведениям первого типа («Стальные пещеры») можно отнести некоторые другие романы цикла об Элайдже Бейли, цикл произведений П.Амнуэля о Романе Бутлере, цикл романов К.Булычева «Галактическая полиция» и др. Второй вариант составляют такие произведения, как «Расследование» и «Насморк» С.Лема, «Жук в муравейнике» братьев Стругацких. |
|
Рекомендую...
|