ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.05 06:24. Заголовок: По просьбе Полковника Хантера, об аспирантуре в США. (2#2)


Как учатся в graduate school, т.е. на Ph.D.-программе? Примерно так. Первые два года студент никому из профессоров не принадлежит, своей темы не имеет, а только ходит на лекции, семинары и занятия, пишет контрольные и экзамены, учится делать презентации. Контрольные и экзамены бывают домашние, и сдаваемые в классе. Подробно я о них рассказывать не буду, так как специфика зависит от специальности. Остановлюсь на двух наиболее важных моментах. Первый: в американской graduate school весьма драконовскими методами человека учат самостоятельно работать с научной литературой. Никакого формализма, никакого зазубривания лекций, никакой халявы: сидите, молодые люди в библиотеке и копайте, копайте, копайте литературу. На выходе - умение быстро и эффективно ориентироваться в море научной информации. Вторй момент: исключительно важное значение придается умению презентовать собственные результаты или резыльтаты научного поиска. Я работаю здесь достаточно долго и вижу, как студенты выглядят в начале обучения и какими они выходят на защиту диссертации. Я не видел ни одного, кто-бы плохо держался на защите или плохо продумал доклад.

Помимо учебы, в первые два года студент выбирает тему и научного руководителя. Для этого предусмотрены специальные семинары, где факульти (т.е. профессора) рассказывают о своих лабораториях и исследованиях, а также т.н. research rotations. Research rotation - работа студента под руководством выбораемого им профессора в течение одного семестра (обычно 3-4 месяца). Да, забыл сказать, - всего в году три семестра, между ними небольшие каникулы. Для research rotation можно выбрать любого профессора, но только один раз. Всего - три ротации. Обычно у одного из факульти студенту нравится больше всего и он там и остается делать Ph.D. С третьего года учеба ослабевает, хотя и остается сдать ряд экзаменов, в том числе - final exam по специальности, который сдается несколько дней и проверяет не столько знания фактов, сколько умение работать с информацией. Большую же часть времени, начиная с третьего года обучения, студент проводит уже занимаясь своими собственными исследованиями, и в итоге пишет и защищает диссертацию. Научный руководитель с третьего года должен обеспечивать своему студенту зарплату. Как и в России, здесь есть "предзащита", примерно за полгода до защиты. Сама защита проходит сходным образом, только доклад - не 20 минут, а один час. По завершении доклада члены комисси (7 человек обычно) обязаны (а не как кому захочется) задать вопрос соискателю и оценить ответ. Все остальные (зрители) задают вопросы сразу после доклада, а члены комиссии молчат. Затем соискатель с комиссией удаляются и выясняют отношения в отдельной комнате, а публика расходится в неведении. Лишь где-то через час по кафедре рассылаются е-мэйлы: "такой-то и такой-то защитился успешно!" Все радуются. Несмотря на всю строгость, я не видел случаев провала на защите. Т.е. как и с России, если уж человека на кандидатскую выпустили - быть ему Ph.D.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить