Лена М.
Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.18 21:40. Заголовок: К.Г.Фрумкин. Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти


К.Г.Фрумкин. Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти // Историческая экспертиза, 2016, №4, С. 17-28.
 цитата:
Статья посвящена альтернативно-исторической фантастике (АИФ) - жанру фантастической литературы, посвященному изображению альтернативных, не реализовавшихся сценариев мировой истории. Показывается, что жанр является формой проявления исторической памяти и задействован в осмыслении национальной истории и выстраивании исторического мифа, что, в частности, связано и с тем, что настоящую популярность в России АИФ приобрела после распада СССР, когда вся российская культура получила явственно историко-центрический оттенок. Популярность альтернативно-исторической фантастики тесно связана с ценностным отношением к истории, к оценке исторических событий как «позитивных» или «негативных» и нуждающихся в исправлении, при этом главной догмой АИФ является возможность ценностной ревизии истории через внесение технических изменений в ход событий, что можно назвать ценностно-техническим подходом. Оценивается фигура так называемых попаданцев как типических персонажей АИФ, ориентированных на ценностно-технический подход к истории. Обращается внимание на распространение метода альтернативно-исторического фантазирования от художественной литературы к философии и публицистике.

Ключевые слова: история, историкоцентризм, культура, ценности, фантастика, альтернативно-историческая фантастика, революция, ценностно-технический подход, попаданцы, сценарии, ретромоделирование, если-публицистика.

с. 17:
 цитата:
Не будет большим преувеличением сказать, что примерно на рубеже 1980-х и 1990-х гг. русская культура перестала быть литературоцентричной и стала «историоцентричной». Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, Россия оказалась в центре жестокого катаклизма, который не мог восприниматься иначе как именно исторический катаклизм — следствие предшествующего исторического развития. При этом советский режим считал одним из источников своей легитимации определенную философию истории, а перестроечная интеллектуальная революция, на фоне которой коммунистический режим рухнул, сама базировалась на отрицании этой философии истории, на альтернативном взгляде на место советского режима в мировом социальном развитии и заодно на преодолении касавшейся исторической информации советской цензуры. Геополитический катаклизм 1991 г. был одновременно революцией в сфере исторической памяти,все важнейшие события текущей политики оказалась под прицелом ориентированной на историзм оптики, при этом катастрофичность последовавших событий немедленно поставила вопрос о проблематичности и даже «ошибочности» предшествовавшей истории. И одним из отражений этой коллизии в художественной литературе стал расцвет так называемой альтернативно-исторической фантастики, т.е. фантастики, предлагавшей воображаемое исправление реального хода истории и рисовавшей картины измененного, альтернативного течения исторических событий.

с. 25-26:
 цитата:
Альтернативная фантастика не просто рассказывает об истории, но проблематизирует ее — она рассказывает читателю об истории как о проблеме, которая требует решения, и в этом смысле она развивает в русской культуре особую, живую открытость к исторической проблематике. Фантастика стимулирует эмоциональное отношение к истории, конструирует своего особого «лирического героя» — личностно озабоченного ходом исторического процесса. «Попаданец» изменяет историю потому, что он обладает личностной заинтересованностью, что он эмоционально относится к прошлым событиям, страдая из-за их недолжного хода. Но такой же заинтересованностью в большей или меньшей степени обладает и автор альтернативно-исторического текста, поскольку он выбрал эту тему и считает ее важной, а также и читатель его, поскольку он интересуется такими текстами. Таким образом, и авторы, и читатели, и персонажи альтернативно-исторической литературы вместе — каждый со своими нюансами — презентуют феномен «экзистенциальной задетости» историей. И, безусловно, все это является одним из проявлений общей озабоченности историей в современной русской культуре.

Фрумкин Константин Григорьевич — кандидат культурологии, заместитель главного редактора журнала «Компания», Москва



Спасибо: 1 
Профиль


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 69
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия