Лена М.
Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.17 20:02. Заголовок: Кирилл Королев. Современное российское фэнтези: предыстория и метасюжет


К.М.Королев. Современное российское фэнтези: предыстория и метасюжет // Русская литература, 2013, №2, С. 243-258.

с. 243:
 цитата:
Среди тематических направлений современной массовой литературы наиболее популярны у читателя следующие три – детектив (со всеми разнообразными вариациями, от классического детектива в духе Артура Конан Дойла и Агаты Кристи до технотриллеров a la Том Клэнси и иронического женского детектива), любовный роман (в диапазоне от классического любовного до фантастического) и научная фантастика. Причем последняя постепенно становится все менее научной; не будет преувеличением сказать, что современную фантастику, как западную, так и российскую, уже впору именовать «ненаучной», поскольку значительную долю произведений данного направления составляют тексты в стилистике и топике фэнтези. Именно этим текстам современных российских авторов и посвящена наша статья.

Термин «фэнтези» до сих пор не получил строгого научного толкования, причем как в российской науке, так и в западной; по большому счету, это не столько термин, сколько удобное обозначение культурного явления. Само понятие «фэнтези» трактуется весьма широко, а определения, содержащиеся в научных работах, зачастую противоречат друг другу.

с. 257-258:
 цитата:
Отметим здесь, что славянское фэнтези отнюдь не является «монолитным» идейно-литературным направлением: в нем без труда вычленяются подсюжеты, представляющие собой вариации трактовок славянского метасюжета. На наш взгляд, видимое многообразие сюжетов славянского фэнтези, как оно преподносится издателями и воспринимается читателями, можно свести к трем базовым вариантам. Первый из них назовем «эпическим» или «богатырским»: повествование связано с судьбой индивида, с жизнью и подвигами славянского воина, былинного витязя в его различных ипостасях, своего рода «славянского Конана». Героико-эпическое фэнтези продолжает традицию советского исторического «славянского» романа, но использует современные средства выражения этой традиции. Второй вариант назовем «родноверским» или «языческим»: в нем ключевую роль играют славянские «декорации», реконструированные по этнографическим (чаще псевдонаучным) источникам магические и обрядовые практики, славянское ведовство и волховство, славянские мифология и демонология. Наконец, третий вариант можно определить как «преодоление славянства»: здесь славянский метасюжет, понимаемый как описание эволюции условно-славянской фэнтезийной реальности, переосмысляется юмористически и даже сатирически. Во многом это направление обязано своей стилистикой и сюжетикой упоминавшемуся выше советскому сказочному кино; в текстах этого направления, как и в советских сказочных фильмах, славянский метасюжет подвергается «потешному», комическому переосмыслению.

Разумеется, эти три варианта могут различным образом комбинироваться и даже сливаться воедино (к примеру, у А. О. Белянина, О. И. Дивова или М. Г. Успенского), но большинство произведений славянского фэнтези все же тяготеют к какому-либо одному из перечисленных вариантов.

Насколько нам известно, до сих пор попыток осмыслить славянское фэнтези как социокультурный и литературный феномен в рамках славянского метасюжета практически не предпринималось. При этом о славянском фэнтези, нужно признать, много рассуждали в фэндоме – в кругу российских авторов и поклонников этого направления. Впрочем, любительские исследования не столько анализировали славянское фэнтези, сколько регистрировали ее появление и перечисляли произведения, которые можно отнести к данной тематике [44. См., например: Гончаров В.Л. Русская фэнтези – вопросы без ответов // [url=http://ggdlin.narod.ru/rufantasy.htm;]http://ggdlin.narod.ru/rufantasy.htm;[/url] Гарцевич Е.А. Русские деревенские сказки. Славянское фэнтези // [url=http://www.mirf.ru/Articles/art689.htm;]http://www.mirf.ru/Articles/art689.htm;[/url] Дудко Д.М. Славянская фэнтези: вчера, сегодня, завтра // http://www.rusf.ru/star/doklad/2004/dudko2.htm]. Основной же пласт научных исследований посвящен российской массовой литературе как таковой; кроме того, особое внимание уделено детективу – как первому по-настоящему коммерческому направлению современной российской масс-литературы [45. См., например: Reading for Entertainment in Contemporary Russia: Post-soviet popular literature in historical perspective / Ed. by S. Lovell, B. Menzel. Munchen, 2005, особенно статью: Menzel B. Writing, Reading and Selling Literature in Russia 1986–2004. P. 39–56. См. также: Менцель Б. Что такое «популярная литература»? Западные концепции «высокого» и «низкого» в советском и постсоветском контексте // НЛО. 2000. № 40. С. 391–407; Olcott A. Russian Pulp: the Detektiv and the Russian Way of Crime. Oxford, 2001; Разин В.М. В лабиринтах детектива. Очерки истории советской и российской детективной литературы ХХ века // http://www.pseudology.org/chtivo/Detectiv/index.htm]. Лишь в последние годы стали появляться публикации, анализирующие российское фэнтези и его «славянское» направление [46. Из публикаций, посвященных российскому фэнтези, отметим: Menzel B. Russian Science Fiction and Fantasy Literature // Reading for Entertainment in Contemporary Russia: Post-soviet popular literature in historical perspective. P. 117–150; Schwartz M. Putin’s Night Watch. Lukyanenko’s novel and Contemporary Russian Fantasy Literature // Kultura. New Russian studies. 2006. P. 3–7; Афанасьева Е.А. Интерпретация легенд о короле Артуре в славянской фэнтези (На материале романов М. Успенского о Жихаре) // Профили: Зарубежная филология в гуманитарном дискурсе. Петрозаводск, 2009. С. 225–236; Чепур Е.А. Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации: автореф. дис. канд. филол. наук. Магнитогорск, 2010]. В значительной степени эти исследования посвящены поиску «истоков» славянского фэнтези (в мифе, в народной и литературной сказке, в заимствованных сюжетах западной литературы). А вот славянский метасюжет, наряду с широким социально-идеологическим контекстом, в котором этот метасюжет сложился и оформился, оказывается за пределами внимания исследователей.

На наш взгляд, современное славянское фэнтези следует рассматривать именно как литературную манифестацию указанного метасюжета, без изучения и анализа которого все попытки осмыслить славянское фэнтези как социокультурное явление будут неизбежно сводиться к признанию его вторичности и даже к выводу о «чужеродности» самого направления фэнтези для русской литературы.



Спасибо: 1 
Профиль


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия