Лена М.
|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 26.08.17 20:55. Заголовок: Козьмина Е.Ю. Заметки об одном несостоявшемся посвящении
Козьмина Е.Ю. Заметки об одном несостоявшемся посвящении // Новый филологический вестник, 2017, № 2(41), С. 63-68. цитата: | Заметки посвящены анализу одного фрагмента послесловия к роману Стивена Кинга «11/22/63», обращенному к автору фантастического авантюрно-исторического романа Джеку Финнею. В результате анализа утверждается, что оба произведения относятся к жанру фантастического авантюрно-исторического романа, а «Меж двух времен» признается «образцом» (каноном) указанного жанра. Отмечается, что у романа - неканонического жанра - есть канонические разновидности, основанные на «новых канонах». В заметках также ставится проблема возникновения исследуемого жанра путем трансформации классической формы авантюрно-исторического романа. Делается вывод о том, что смена адресата посвящения (Джек Финней - правнучка Зельда) разделяет и в то же время связывает две сферы художественного произведения: жизненные условия, в которых оно создавалось, и его художественное происхождение. Ключевые слова: Стивен Кинг «11/22/63»; Джек Финней «Меж двух времен»; фантастический авантюрно-исторический роман; канонические жанры |
| с. 66: цитата: | Таким образом, путем трансформации образуется фантастический вариант классического авантюрно-исторического романа; для каждого из вариантов – классического и фантастического – можно сконструировать свой собственный инвариант [10. Тамарченко Н.Д. «Капитанская дочка» Пушкина и жанр авантюрно-исторического романа // Russian Language Journal, 1999, Vol. 53, №174–176, P. 119–139; Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002]. Вернемся к послесловию в романе Стивена Кинга. В нем мы находим, хоть и скрытое, но указание на две разных сферы художественного творчества. Во-первых, это жизненная реальность, жизненные условия, в которых оказался автор и которые помогли создать произведение, – исторические события, места, люди и пр. Во-вторых, это художественные источники, из которых сложился роман («Литература создается на основе литературы, а не реальности» [11. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1999, с. 13]). Но еще интересней в послесловии рассказ о смене адресата посвящения (Джек Финней меняется на правнучку Зельду), отражающей «особую жизнь произведения» и «обмен произведения с жизнью» [12. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975, с. 403]. |
| Елена Юрьевна Козьмина – кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела Уральского федерального университета. Научные интересы - теория жанра, авантюрно-философская фантастика ХХ века, научная фантастика, антиутопия.
|