Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.05 11:58. Заголовок: Гумилевщина ведёт к скандалу (часть 2)


Неизвестно, чем закончится «монгольский» скандал, но хочется верить, что возобладает здравый смысл, которого, правда, со времен Чингисхана в мире не прибавилось. Быть может, монгольскую общественность примирит с «Монголом» тот факт, что молодой Чингисхан, как обещал корреспонденту «ПЖ» Сергей Сельянов, знаменитый российский продюсер, также участвующий в работе над фильмом, будет говорить на самом настоящем монгольском языке. А не по-английски. «Хорош бы был Чингисхан, призывающий воинов следовать за ним возгласом: «Follow me!» Верно?» – отметил Сельянов.

В отличие от находящегося еще в стадии подготовительного периода «Монгола» победоносно шествующий по российским экранам «Турецкий гамбит» международные скандалы не провоцирует. Не за горами то время, когда киноверсии произведений Бориса Акунина «оголливудятся» по-настоящему, но пока нынешние воплощения предназначены для потребления внутреннего. Правда, как и в случае с «Монголом», создатели отмечают и просветительскую их цель. Например, побудить отечественного зрителя начать читать книги по истории.

Быть может, так и случится. Однако в ситуации, когда история воспринимается преимущественно через историческую беллетристику (Борис Акунин, как и, скажем, Эдвард Радзинский, – из числа создателей такой литературы), а сделанный под патронатом ОРТ фильм скорее напоминает компьютерную игру, в которой надо накапливать для главного героя жизни, ресурсы, где «мультимедийность» напрочь разбивает саму ткань повествования, история в сознании массового зрителя будет все той же компьютерной игрой на основе популярного романа.

Здесь, в «Турецком гамбите», с исторической правдой уже не нестыковки, а настоящие проблемы. Поэтому вполне объяснимо неприятие фильма не только центральным органом Министерства обороны РФ – газетой «Красная звезда», но и всеми, кто хотя бы минимально знаком с российской историей. Дело вовсе не в сюжетных коллизиях фильма, не в том, что офицеры русской армии стреляют из револьверов той модели, которая появилась на вооружении через двадцать лет после русско-турецкой войны 1877 г. И не в том, что весь успех кампании, как следует из фильма, зависел от проводимого Эрастом Фандориным расследования.

Создатели фильма как совершенно лишнее в эпоху компьютерных игр отметают главное, что, скорее всего, и составляет суть истории. А именно: ощущение духа времени, психологию исторических персон. В результате получается, что генерал Соболев (читай: Скобелев) позволяет себе публично (!) и в откровенно грубой форме высказывать претензии не кому-нибудь, а самому Государю императору. После этой абсолютно невозможной сцены все прочие (рейд сопровождаемой французским журналистом героини фильма в костюме амазонки по расположению турецких войск; изображение кровавой войны в виде все той же компьютерной игры; отдых и питие шампанского в Бухаресте главными действующими лицами в то время, пока боевые действия еще ведутся и др.) уже кажутся обыкновенным «мылом», взятым из поэтики модных на телевидении сериалов. Или – рекламных клипов. Что неудивительно – режиссеры отечественных блокбастеров все как на подбор бывшие рекламщики. Эта их ипостась внушает, видимо, доверие продюсерам: ну ведь умел осваивать немалые средства в одном масштабе, сможет и в другом! Да, масштаб получается иной, деньги несоразмерно большие, люди смотрят, деньги возвращаются. Жизнь то есть идет. Только кино получается плохое…

…Совсем недавно некий специалист по истории костюма выступил с требованием законодательно закрепить должность научного консультанта во всех съемочных группах, ведущих работу над историческими фильмами. В случае же если кинематографисты посмеют отказаться от консультанта, они после принятия закона будут преследоваться по суду. Таким вот образом и восторжествует историческая правда в самом главном из искусств. Конечно, возникнут трудности с самим определением истории. Скажем, фильм, в котором действие происходит десять лет назад, исторический? Ах, исторический, так, значит, режиссеру нужен консультант, который объяснит, что в ларьках того времени вовсю продавали поддельный ликер «Амаретто», а вот сосучки «Чупа-чупс» – ни боже мой! Или история начинается только тогда, когда на нас, зрителей ли, создателей ли фильма, веет ветром вечности? Когда ни с кем из тех, кто, условно говоря, задействован в киноповествовании, при всем желании нельзя перекинуться парой слов?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить