Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.15 14:41. Заголовок: Е.Ю.Козьмина. Образовательный потенциал фантастики XX века


Е.Ю.Козьмина (Уральский федеральный университет). Образовательный потенциал фантастики XX века // Инновационные проекты и программы в образовании, 2015, 2, 72-76.
 цитата:
В статье очерчен круг научно-образовательных проблем, решению которых способствует изучение авантюрно-философской фантастики XX в.: критерии разграничения фантастических и нефантастических произведений, различных видов фантастической литературы, проблема нового типа героя, сущность понятия фэнтези и др. Несмотря на положение, прочно укоренившееся в научном литературоведении благодаря работам М.М. Бахтина, о равноправии двух эстетических канонов - «классического» и «гротескно-фантастического», в подавляющем большинстве программ как в средней, так и в высшей школе по-прежнему преобладают произведения, принадлежащие к классической норме. Между тем незаслуженно обойденная вниманием гротескно-фантастическая традиция тоже имеет весьма значительный потенциал, позволяющий педагогу (преподавателю литературы) справиться с целым рядом прямых и сопутствующих задач.

Ключевые слова: авантюрно-философская фантастика XX в., гротескно-фантастическая традиция, образовательный потенциал, теория и история литературы

Список цитируемой литературы:
1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации//Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 104-116.
Контекст: ...Говорить об этом - значит ломиться в открытые двери» [1].
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
Контекст: ...М.М. Бахтин называл жанры «ведущими героями» истории литературы [2]. «Судьба» жанра состоит из множества различных процессов, в числе которых и жанровое заимствование.
3. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4.
Контекст: ...Один из канонов условно называется «классическим», другой - «гротескным» или «гротескно-фантастическим» (по Бахтину, «гротескный реализм» [3]).
4. Гольдт Р. Последнее убежище личности. Записки Д-503 и психология личности в подлинных дневниках межвоенного периода//Евгений Замятин и культура XX века: Исследования и публикации. СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. С. 37-63.
Контекст: ...Р. Гольдт же, основываясь на письмах Е. Замятина, считает, что в романе есть «тщательно отстраненный и замаскированный автобиографический подтекст» [4].
5. Дороченков И.А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы»//Русская литература. 1989. № 4. С. 188-203.
Контекст: ...Исследователями отмечена пародийность романа по отношению к поэме В. Маяковского «150 000 000» [5], а также факт собственно политической пародии - карикатура на В.И. Ленина (образ Благодетеля) [19].
6. Дубин Б.В. Литература как фантастика: письмо утопии//Б.В. Дубин. Слово -письмо -литература: очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 20-41.
Контекст: ...Государства как будто не дает нам возможности определить, на какой территории земного шара оно расположено. «Подобная хронологическая дистанция фактически означает только одно: радикальный разрыв с любой опознаваемой реальностью, т. е. - иную норму реальности» [6].
7. Замятин Е.И. Мы//Е.И. Замятин. Избранное. М.: Правда, 1989. С. 305-462.
8. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе XX века: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2008.
Контекст: ...Пока в литературоведении приняты весьма расплывчатые дефиниции, например: «литература, в пространстве которой возникает эффект чудесного; в ней присутствуют в качестве основного и неустранимого элемента сверхъестественные или невозможные миры, персонажи и объекты, с которыми герои и читатель оказываются в более или менее тесных отношениях» [8].
9. Козьмина Е.Ю. Образовательный потенциал авантюрно-философской фантастики XX века//Образование и наука. 2013. № 8. С. 120-133.
Контекст: ...Художественное пространство авантюрного произведения построено по принципу двоемирия, т. е. разделения мира на «свой» и «чужой»; последний требуется как условие для испытания героя [9].
10. Кольцова Н. Роман Евгения Замятина «Мы» и «петербургский текст» русской литературы//Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 65-76.
Контекст: ...Кольцова отмечает детали романа, по которым можно узнать этот город: «Собранные вместе такие детали, как “шпиль”, “шпиц” или “игла”, башни, “спины мостов”, “пузырьки куполов” и наиболее, пожалуй, характерное - “белые ночи”, указывают, я полагаю, вполне определенные географические координаты города» [10].
11. Петерс Й.-У. Я и мы. Трансформация авторского «Я» в автора дневника в романе Е. Замятина «Мы»//Автор и текст: Сб. статей/Под ред. В.М. Марковича, В. Шмида. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 429-444.
Контекст: ...В то же время он написан в таком фантастически отстраненном, доходящем до гротеска стиле, что всякие непосредственные параллели между личным опытом автора и художественным текстом исключаются» [11].
12. Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М.: Изд-во МГУ, 1999.
Контекст: ...Например, образ Интеграла, по мнению Е.Б. Скороспеловой, является попыткой автора «воплотить идею космической утопии», прототипом которой становятся образы, созданные поэтами Пролеткульта [12].
13. Стругацкий А., Стругацкий Б. За миллиард лет до конца света. Улитка на склоне. Отель «У погибшего альпиниста»: Повести. М.: Текст; ЭКСМО, 1997. С. 297-462.
Контекст: ...Ренессанса» (1965) в научном литературоведении прочно укоренилось положение «о двух равноправных и взаимодополняющих эстетических нормах (или канонах), сосуществующих в культуре на протяжении многих веков» [13].
14. Тамарченко Н.Д. Эстетика словесного творчества М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М.: Изд-во Кулагиной, 2011.
Контекст: ...С нашей точки зрения, более приемлем для определения этой разновидности фантастики термин «авантюрно-философская», предложенный Н.Д. Тамарченко [14].
15. Тамарченко Н.Д. Фантастика авантюрно-философская//Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/Гл. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 277-278.
Контекст: ...То есть романтическая фантастика создает «“пограничный” образ мира» [15], что и отличает ее от авантюрно-философской разновидности.
16. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика//Теория литературы: Учеб. пособие для студентов филол. факультетов высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1.
Контекст: ...Герой не является «характером», представляющим «собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного… и субъективного» [18], т. е. «лицом самоопределяющимся» [15]; в то же время герой не является и «типом», т. е. «готовой формой личности» [16].
17. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу/Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Русское феноменологическое общество; Дом интеллектуальной книги, 1997.
Контекст: ...Фантастическое существует, пока сохраняется эта неуверенность…» [17].
18. Тюпа В.И. Характер//Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 481-482.
Контекст: ...Герой не является «характером», представляющим «собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного… и субъективного» [18], т. е. «лицом самоопределяющимся» [15]; в то же время герой не является и «типом», т. е. «готовой формой личности» [16].
19. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. (Б-ка преподавателя).
Контекст: ...Исследователями отмечена пародийность романа по отношению к поэме В. Маяковского «150 000 000» [5], а также факт собственно политической пародии - карикатура на В.И. Ленина (образ Благодетеля) [19].
20. Фигуровский Н.Н. К вопросу о жанровых особенностях романа Е. Замятина «Мы»//Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1996. № 2. С. 18-25.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия