ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.07 11:55. Заголовок: Вот этот текст как бы основа


Петров А.:

"Во взаимоотношениях новгородских сторон определённо угадываются контуры ритуального противостояния дуальных половин первобытного целого.16 «Родимые пятна» архаической дуальной системы в виде обычая вражды и соперничества между частями города не исчезали чуть ли не до самого конца новгородской независимости. Конечно, городские междоусобия на берегах Волхова проделали длительную и сложную историческую эволюцию.17 Однако отношения вражды и соперничества, издавна существовавшие между сторонами и концами и унаследованные ими от ритуалов дуальной организации, служили традиционным фоном для позднейших распрей территориальных боярских группировок из-за власти.

Нельзя не обращать внимания на то, что древнерусские летописцы столкновения жителей сторон на мосту через Волхов напрямую связывали с языческими верованиями и обычаями. В рассказах о Крещении Новгорода Новгородской IV, Псковской I и некоторых других летописей воспроизводится весьма красноречивая на сей счёт древняя легенда, согласно которой свергнутый в Волхов Перун «пловя сквозе великии мост, верже палицу свою на мост, ею же ныне безумнии убивающеся утеху творят бесом».18 Безусловно, бои подобного рода гораздо древнее Крещения (равно как самого моста через Волхов). «Предание это показывает, — подчёркивал ещё Н. И. Костомаров, — что в памяти Новгородцев их раздоры были очень древними. Народ этим как бы хотел сказать, что по его понятию, то же и при дедах делалось, что после». Однако в отмеченных летописных известиях важна связь традиционных драк с религией. А. М. Золотарёв не сомневался в том, что «эти побоища носили когда-то ритуальный обрядовый характер и проистекали, вероятно, из соперничества двух фратрий, селившихся по разным берегам реки». И «как бы не менялось в дальнейшем социальное содержание» новгородских половин «и какими бы причинами не вызывались побоища между ними» вполне вероятно, что первоначально данные половины «были просто двумя фратриями словенского племени».19

Связь раздоров между жителями сторон с достойными порицания языческими обычаями отразилась и в записанных в XVI в. устных рассказах о двух новгородских юродивых – Николе Качанове и Фёдоре, живших в XVI столетии. Один из них — Николай — юродствовал на Софийской стороне, другой — Фёдор — на Торговой. Своей жизнью, исполненной добровольных лишений и тягот, они подавали пример христианского смирения и кротости. Стремясь отвратить новгородцев от их усобиц, память о языческом прошлом которых хорошо сохранялась на берегах Волхова, юродивые высмеивали и пародировали эти усобицы, выступая по выражению Н. И. Костомарова, «сатириками общества». Стоило Николаю забрести на Торговую сторону, как его тотчас гнал за реку Фёдор, и, наоборот, когда Фёдор ступал на левый берег, его вынуждал к отступлению Николай. И само прозвище Николы – «Качанов», возникло из-за того, что последний, стоя, согласно легенде, на самой волховской стремнине, бросал в своего условного противника качаны капусты.20

Память о языческом происхождении новгородских распрей дожила даже до XVII века. Какие-то «перуновы палицы», по преданию повинные в этих распрях, до середины XVII столетия хранились в Борисоглебской церкви Новгородского детинца. И лишь Никон, в бытность свою новгородским владыкой, «палицы у святого Бориса и Глеба взем… пред собою сожже, и тако преста бесовское то тризнище…».

Спасибо: 0 
Цитата Ответить