Dct пишет:
цитата: |
А внутри этих градов повсеместно ставятся культовые сооружения другого рода - христианские храмы. Жрецы этих храмов (попы и монахи, архимандриты и епископы) объединялись в отличие от волхвов и "светлых князей" в единую иерархию, действующую в интересах центральной власти. |
|
Скорее наоборот. Служителям новой религии (идеологии и др.) всегда логичнее и выгоднее перекодировать паству, встраивая в свой культ элементы старого. Ср. даты языческих и христианских праздников, черты языческих богов в культе христанских святых и т.д. Думаю, что и достаточно много христианских религиозных объектов было основано на месте былых капищ.
В переносе городов же был силен технический момент. Т.е. те же старые функции они исполняли по новому. Например, торговые центры племенной эпохи и викингского времени строились на некотором удалении от водных путей, чтобы дать жителям время подготовиться к отражению нападения при появлении грабителей. С развитием государственных институтов и снижением угрозы города сдвигались ближе к магистралям. Древнейший Полоцк стоял на расстоянии от впадения Полоты в Двину, а при Всеславе в 11 в. его детинец был перенесен к самому устью Полоты. В свое время города в античном мире строили на расстоянии от берега, а затем по потребности строили на берегу гавань и тянули к ней
длинные стены. В условиях Руси было проще сдвинуть весь микроскопический город с примитивными деревянными сооружениями и земляными валами.
А религия здесь вряд ли при чем-то.