Лена М.
|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 09.07.18 21:54. Заголовок: Рута Ванагайте, Эфраим Зурофф. Свои. Путешествие с врагом
Рута Ванагайте, Эфраим Зурофф. Свои. Путешествие с врагом Ruta Vanagaitė, Efraim Zuroff. MUSISKIAI (НАШИ, 2016) [Памяти XX века] Художественное оформление и макет Андрея Бондаренко. М.: Corpus, 2018. 416 с. Пер. 5000 экз. 5-17-107177-6 цитата: | Я просто литовка, чьи деды и родители пережили и советскую, и нацистскую оккупацию. И я принимаю все трагедии своего народа, не разделяя их на свои и чужие, большие и меньшие. Принимаю вину и утраты своей родни, не обвиняя и не приукрашивая того, что было. Хочу понять, что произошло, почему это произошло и с ними, и со всем моим народом. С моими литовцами и моими евреями в моей Литве. Хочу, чтобы это поняли, знали и помнили мои дети. Книга Руты Ванагайте "Свои. Путешествие с врагом" вышла в 2016 году, мгновенно оказавшись в центре внимания как в самой Литве, так и за ее пределами. Это глубокое и масштабное исследование одной из самых ужасающих гуманитарных катастроф ХХ века - Холокоста. Проведя колоссальную работу в архивах и отыскав оставшихся в живых очевидцев ужасных событий, а также заручившись помощью и поддержкой Эфраима Зуроффа, самого известного в мире охотника за нацистами, Ванагайте последовательно доказывает, что вина за жестокие бесчеловечные убийства евреев в 1941-1944 года - а в это время в Литве их погибло около 200 тысяч - лежит, в том числе, на самих литовцах, которые принимали не только активное, но и добровольное участие в массовых расстрелах. После выхода книги на Ванагайте обрушились обвинения в предательстве, от нее отвернулись даже друзья и родные, и ей пришлось обзавести телохранителем, чтобы выступать на книжных ярмарках. Но Ванагайте вовсе не стремится "очернить" свою страну и свой народ. На протяжении всей книги она пытается донести до своих современников, привыкших делить мир на "черное" и "белое", "чужих" и "своих", что "свои" могут быть всякими - это и зубной техник, признающийся, что любит расстреливать людей, и ученики ремесленного училища, на каникулах от нечего делать служившие в Особом отряде, и доктор Пятрас Баублис, самоотверженно спасавший евреев от смерти, и сами эти 200 тысяч несчастных, заслуживающих того, чтобы о их смерти говорили открыто и честно. |
| Содержание - Светлана Алексиевич. Все хотят быть жертвами, никто не хочет быть палачом (эссе), с. 9-10. Книга о Холокосте не может не быть страшной. - Кристоф Дикман (Бернский университет). Как относиться к преступлениям "своих"? (статья, перевод с англ. С. Панич), с. 11-15. Размышления немецкого историка об исторической памяти немцев и других народов Европы. - Исаак Анолик (справка), с. 16. - Балис Норвайша (справка), с. 17. - Рута Ванагайте, Эфраим Зурофф. Свои. Путешествие с врагом. Перевод с литовского Александры Васильковой, с. 19-393. - Эфраим Зурофф. Литва и Холокост (статья, с англ. С. Панич), с. 395-411. Об отношении литовцев к Холокосту на территории Литвы. - Источники и литература, с. 412-414. Рута Ванагайте - современная литовская писательница, театральный критик, журналист, культурный и общественный деятель. Родилась в 1955 году в городе Шяуляй. В 1978 году окончила ГИТИС, где изучала театральное искусство. В 1985-1989 гг. жила и работала в Хельсинки, а затем, вернувшись в Литву, стала художественным руководителем Национального молодежного театра. С 1991 года занималась организацией литовского театрального фестиваля LIFE. В 1999 году премьер-министр Роландас Паксас назначил ее советником по культуре и коммуникации. В 2015 году Ванагайте познакомилась с известным американским историком Эфраимом Зуроффом, и результатом их общения стало начало работы над книгой "Свои", посвященной массовым расстрелам литовских евреев во времена Холокоста. Томас Венцлова: цитата: | Эта книга поможет нам более объективно и зрело взглянуть на свою историю, обрести истинное национальное самосознание и самоуважение. |
|
Светлана Алексиевич: цитата: | Вы будете плакать над этой книгой - плачьте, но плакать мало, надо думать. Думать о том, как быстро расчеловечивается человек, человека в человеке немного, тонкий слой культуры легко смахнуть. |
|
|