Лена М.
Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.16 17:36. Заголовок: Кириленко Н.Н. Классическая комедия и классический детектив


Кириленко Н.Н. Классическая комедия и классический детектив (к вопросу о генезисе жанра) // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015, №1-2(61), с. 184-189.
 цитата:
В статье ставится вопрос о происхождении жанра классического детектива, а именно о его преемственной связи с классической комедией. (Его связь с драматическим родом, точнее, с классической драмой уже рассматривалась в отдельной статье). При сопоставлении автор опирался на понимание классической драмы Н.Д.Тамарченко и на собственную концепцию классического детектива. Автор приходит к выводу, что классическая комедия является основным источником классического детектива на уровнях диалогов, типа героя и по практической роли игры и нормы.

Ключевые слова: классический детектив, жанр, классическая драма, классическая трагедия, классическая комедия, диалог, рациональность, игра, норма, тип героя.

с. 184:
 цитата:
Исследуя генеалогию детектива, по нашему убеждению, необходимо:
- рассматривать происхождение не некоего «детектива» вообще, а конкретных жанров криминальной литературы, которые имеют различные источники. Например, от авантюрного романа тянется нить к жанру авантюрного расследования, но не к классическому детективу и не к полицейскому роману;
- различать литературные и нелитературные источники жанра, т. е. протожанры, например, фольклорные;
- учитывать как способствующие востребованности того или иного жанра, но не рассматривать в качестве источников экономические условия, философские течения и т. д.;
- изучать каждый из источников отдельно.

В названной выше работе мы уже сопоставляли классический детектив с драмой как родом. В результате было выявлено сходство между единствами времени и места в драме и хронотопом классического детектива; признаки единства действия в классическом детективе; соотнесённость перипетии и детективного пуанта и разрешение после катастрофы (комической) [Кириленко Н.Н. Драма как источник классического детектива // Вестник РГГУ, в печати].

В настоящей статье мы намерены сопоставить классический детектив с классической трагедией и комедией там, где они выступают антагонистами: диалог и тип героя. Также это касается тех понятий, которые были определены нами как важнейшие в ходе работы над инвариантом классического детектива: это понятия рациональности, игры и нормы [Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. 2009. №2(9). С. 27–47; №3(10). С. 105–115; №4(11). С. 74–84; 2010. №1(12). С. 16–32; №4(15). С. 23–40; 2011. №1(16). С. 13–24],[Кириленко Н.Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. №2(21). С. 80–95], [Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Жанры криминальной литературы как теоретическая проблема // Поэтика литературных жанров. Генезис и типология. М.: РГГУ, 2014, в печати].

с. 187:
 цитата:
Приведённый материал демонстрирует, что одним из основных истоков классического детектива можно считать комедию, но никак не трагедию. О «Царе Эдипе» же можно говорить как об источнике другого криминального жанра – расследования жертвы, однако это требует отдельного рассмотрения. (Важнейший для криминальной литературы расследования жанр выделен О.В.Федуниной. См. раздел «“Расследование жертвы” в криминальной литературе: специфика героя и жанра» в работе [Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Жанры криминальной литературы как теоретическая проблема // Поэтика литературных жанров. Генезис и типология. М.: РГГУ, 2014, в печати], а также работы [Федунина О.В. Кругозор героев и жанр в криминальной литературе (постановка проблемы) // Жанры в историко-литературном процессе: сборник научных статей. Научн. ред. Т.В.Мальцева. Вып. 5. СПб, 2013. С. 161–171; Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. №2(21). С. 130–141]).

Таким образом, мы считаем доказанным не только сильнейшее влияние на классический детектив драмы как рода на уровнях хронотопа, сюжета и композиции, а также жанра классической комедии на уровнях диалогов, типа героя и по практической роли игры и категории нормы, но и то, что они являются важными его источниками.

Другие – как литературные, так и нелитературные – источники классического детектива требуют отдельных исследований, и это направление представляется очень перспективным.

Кириленко Наталья Натановна – аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ.

Работа у меня наличествует, обращайтесь...

Спасибо: 1 
Профиль


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия