|
Отправлено: 24.08.06 09:17. Заголовок: Re:
Здесь я поспорю с двумя моментами. ** Пороги же несомненно были пройдены и Днепровский путь использовался задолго до 9-10 вв - по крайней мере с римского времени ** Нужны основания так считать. Водный путь не столь прост, нужно умение строить надежное плавсредство - которое при наличии хорошо освоенной караванной альтернативы само по себе не придет. Короче, для такого вывода нет ни фактических оснований, ли ситуационно-логических. ** Оба списка, приведенные Константином Багрянородным, несут одинаковые смысловые значения, т.е. являются кальками либо друг с друга, либо с некоего третьего источника. Возникает вопрос о первоначальном языке названий (германский, славянский, иранский и т.п.?) ** Во-первых кальками неполными (мягко говоря). Далее, хорошо известно, что ни славянские ни "русские" названия не сохранились в новое время - это показывает, что "порогонимы" (используем это за незнанием правильного термина) не наследуются в отличие от общих гидронимов (река - озеро) при смене культур. Вывод: пока нет никаких свидетельств обратного, следует предполагать, что регулярная сквозная речная торговля с форсированием порогов по Днепру была впервые организована русами-скандинавами, как народом водоплавающим, вероятно в середине 9 в., скорее всего после похода 960 г., с вовлечением славянских племен, ими же даны и названия порогов. Иранцы (скифы) более ранних времен могли называть пороги с позиций сухопутного народа, как маркеры местности а не речного маршрута, вроде "большие камни", "шумная вода", "каменные ворота". Но поиск такого возможного субстрата скорее всего приведет к догадкам вроде бессмертного "юл борзый".
|