|
Отправлено: 07.04.05 15:48. Заголовок: Административная деятельность или менеджмент в сфере образования?
Спасибо еще раз за поздравления на главной странице. Хочу развить одну тему, которая давно меня занимает и о которой напомнило мне пожелание успехов в сфере «административной деятельности». Мне кажется, само понятие «административная деятельность» применительно к сфере образования и науки несколько устарело. Он восходит еще к тем временам, когда образовательные и научные учреждения действовали по «линейной схеме» (см. учебники по менеджменту). Были штатные структуры, были штатные рассписанияч, были разные всякие «научно-методические отделы» и т.д. и т.п.. Все они делали «свою рааботу», а основная масса ППС была (и есть) от этой деятельноссти освобождена. Сейчас ситуация меняется, в основном под влиянием процессов, происходящих у наших соседей. Современный университетский профессор в США и Европе - это не только научный работник и педагог, но и менеджер, который обеспечивает создание и продвижение конкретных проектов. Это могут быть новые курсы лекций (собственно, в хороших университетах все предлагаемые в течение семестра лекции - новые), всякие разные конференции-мероприятия, работа по исследовательским грантам, издание книги и периодических серий и т.д. и т.п. Тот, кто знаком с западными университетами, знает, что там нет нашей «административно-управленческой вертикали», а вместо нее есть непрерывный менеджмент на всех уровнях - факультетском, кафедральном, профессорском, доцентском, аспирантстком и, в конечном счете, студенческом - ведь каждый студент сам менеджерит свой образовательныый процесс (выбирает курсы и формы занятий, выбирает цель и траекторию своего обучения и т.д.). Т.е. субъектами образовательного и научного менеджмента в западном университете являются все работники университета. У нас субъектом подобного менджмента является управленческая вертикаль. Это - одно из (многих) отличий нашей системы высшего образования от западной. Развитиые навыки личного менеджмента у ППС - это то, что обеспечивает западному университету качественное превосходство перед университетом отечественным, несмотря на многие недостатки западной системы образования. Анализируя свои возможности-способности, я вижу, что одна из причин моего карьерного успеха (наряду с качественным образованием, профессионализмом и личной харизмой) - наличие описанных качеств личного менеджмента. Я умею выбрать цель, наметить пути ее достижения, сконцентрировать усилия на главном, умею «дожать вопрос», а добившись результата - «зафиксировать точку» (например, донести интеллектуальный продукт до потребителя) и т.д. и т.п. Как говорил Наполеон - «человек растет вместе с теми задачами, которые он решает» (очень, кстати, хорошее определение личного менеджмента). То, что отличает меня от многих моих коллег - именно это умение «ставить задачи и расти вместе с ними». В том, о чем я говорю, нет ничего сложного-запредельного, это в общем банальные вещи. Но, увы, навыки личного менеджмента просто «не поставлены» нашим университетским работникам в процессе образования. Выводы: 1) Для нашей системы высшего образования - надо переходить на западную модель. Существующая система просто выработала свой ресурс и нефункциональна. 2) Для нашего сославия ППС - надо менять стиль работы. Переходить на западную модель «профессор - автономно работающая модульная единица», а не «професср - винтик в машине, отрабатывающий часы». 3) Для меня лично - чувствую потребность в хорошем МВА-курсе. Сейчас моих навыков менеджмента хватает, но надо смотреть на перспективу. Удачи, С.Н. - ученый, педагог, менеджер в сфере науки и образования, эсквайр.
|