• Ив Левин. Двоеверие и народная религия в истории России. Лена М. (16.12.04 21:07)


АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.04 21:07. Заголовок: Ив Левин. Двоеверие и народная религия в истории России.


Ив Левин
«Двоеверие и народная религия в истории России»
Перевод с английского А. Л.Топоркова и 3.Н.Исидоровой.
[Традиционная Духовная Культура Славян. Зарубежная славистика]
М.: Индрик, 2004.
216 с. Пер. 800 экз. 5-85759-284-4.

В книге американской исследовательницы Ив Левин (Eve Levin, редактор Russian Revue) собраны ее статьи последних лет, отражающие в том числе найсовременнейший взгляд на двоеверие на Руси, особо интересна работа «Религиозная идентичность мирян в средневековой Руси (по материалам новгородских берестяных грамот)» (с.38-61).

Борис Николаевич Миронов, дин, проф. СПбГУ:
цитата
В книге американской исследовательницы Ив Левин собраны ее статьи последних лет, посвященные русской культуре Средневековья и раннего Нового времени. В центре внимания автора - проблема двоеверия, религиозность жителей древнего Новгорода, церковные и народные обряды, связанные с рождением ребенка, соотношение заговоров и молитв, религиозные аспекты осмысления медицинских знаний и «хмельного пития», культ Параскевы-Пятницы и почитание неопознанных мощей. Автор широко использует неизвестные ранее архивные материалы. Во всех случаях Левин настаивает на целесообразности перехода от интерпретации народной религии в средневековой России как двоеверия к ее интерпретации как народной версии христианства. «К пересмотру концепции народной религии. Идея, вдохновившая такие народные культы, как культ святых Иоанна и Иакова и культ св. Параскевы, могла быть христианской, но она далека была от «когнитивного христианства» современного мира. Нынешнее понимание христианства как религии индивидуальной веры и утонченного богословия, основанного на Писании, является в значительной степени результатом протестантской Реформации и католической контрреформации. Разумеется, выразители такого интеллектуального христианства появлялись и прежде: это Блаженный Августин и Фома Аквинский на Западе, Иоанн Златоуст и Григорий Палама на Востоке. Но средневековое христианство мирян делало упор больше на общинном обряде, чем на индивидуальной вере. Человек становился христианином, участвуя в обрядах, в первую очередь - в обряде крещения, и ведя «христианскую жизнь», как ее понимали в общине. Судя по назначавшимся епитимьям, содержание веры отдельного человека - по крайней мере до реформ XVII в. - не имело большого значения; священники на исповеди даже не спрашивали об этом. Ереси становились угрозой не потому, что они несли в себе «ложные» представления о Боге, но потому, что они нарушали структуры общества и бросали вызов светским и церковным властям. Средневековые христиане, включая высшее духовенство, признавали также и действенность магии, то есть то, что люди вне зависимости от их нравственных качеств могут механически манипулировать сверхъестественными силами посредством надлежащих слов и действий. Святые почитались в первую очередь не как образцы христианской жизни, достигшие вечной славы, а как небесные персонажи, которых можно было побудить действовать на стороне людей на земле. Мощи святых, святая вода, ладан, просфоры содержали реальную мистическую силу, которая оставалась действенной безотносительно к духовному состоянию и побуждениям прибегающего к ним. Правильное исполнение обрядов и произнесение молитв были необходимы для получения от них благоприятных результатов. Согласование времени совершения каких-либо дел с церковными службами и церковным календарем реально отражалось на их исходе. Естественные явления, такие как небесные знамения и землетрясения, прямо отражали волю Бога. Несчастье являлось божественным воздаянием тем, кто был виновен в каком-либо нравственном или обрядовом проступке. С позиций веры Нового времени многое в официальном христианстве Средних веков выглядит языческим суеверием. Оценка средневековой религии по меркам современной интеллектуальной и рациональной философской системы может привести только к искажению смысла религиозных явлений до Нового времени. Для лучшего понимания природы официального средневекового православия необходима замена старой двусторонней концепции двоеверия более утонченной. Упор следует делать не на поиске отдаленных источников тех или иных обычаев, а на раскрытии их значения в средневековом контексте. Многие, хотя и не все, черты религиозной системы допетровской России были общими для народных масс и правящих классов, мирян и духовенства, жителей сельской местности и горожан, женщин и мужчин. Религиозные верования и обычаи выросли из народного понимания сверхъестественного, природного и социальных отношений. Переход к интерпретации народной религии в средневековой России как народной версии христианства принесет, в конце концов, определенную пользу: термину «двоеверие» больше не придется выполнять функцию обозначения народной религии. Вместо этого ему можно будет вернуть первоначальный смысл, очищенный от уничижительного оттенка: сознательная и преднамеренная практика христианства и язычества одним человеком. В этом новом (или старом) виде термин «двоеверие» может снова стать полезным (33-34).


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия