АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.04 03:54. Заголовок: Хороший текст


В сущности даже не «текст», а сага. Сага о прошлых временах...

.................................................. .....................

Рассказы из прошлой жизни
Вот, помню, ещё Леонид Ильич был жив, тоже это дело любил. И при нём, несмотря на гнусные современные наветы, водка в магазинах стояла свободно. Забегая вперёд, замечу, что демократы, следуя совету папаши Мюллера («запоминается то, что в конце»), «в конце» советской власти устроили по этому важному вопросу, говоря соверменным языком, паримсесту , так что у большинства населения (уже на понимаюшего шутку про «добавочный 3-62») отбило память про подробности продажи водки при собственно Советской Власти. На самом деле водку по талонам стали выдавать при Ренегатстве, Ревизионизме и Распиздяйстве, т.е. при Горбачёве, а когда Советская власть была крепка, то и веселье Руси было обшедоступно (а иначе бы Советская власть столько не протянула). Следует отметить, что, с другой стороны, и Советская власть, будучи земным воплошением Города Солнца, стремилась к искоренению недостойной Воплошенной Утопии привычки пьянства. Можно, к примеру, отметить введение продажи спиртного с 11 часов утра, каковая мера, несмотря на внешнюю безобидность, стоила нам многих достойных людей, которые, буде магазины открыты пораньше, сумели бы подлечится, и сейчас были бы с нами. Кроме того, разрушительные для семейного бюджета повышения цен также мотивировалось «борьбой с пьянством и алкоглизмом». В ответ на это в народе был распространён взгляд на пьянство как на некое бунтарство, чуть ли не прямую борьбу с Советской властью. Выпивание тех лет можно было в значительной мере рассматривать как простонардный эквивалент носимого современными описываемым событиям интеллегентами кукиша в кармане. Таков был психологический фон употребления алкоголя при поздней Советской власти.

Вопреки последующим наговорам, заметим, что в продаже имелись самые различные алкогольные напитки, ориентированые, говоря современным языком, на различные сегменты рынка. Во первых, имелась собственно водка. Таковая водка продавалась трёх основных сортов, не отличавшихся, как и теперь, ничем, кроме цены. Имелась водка с Зелёной этикеткой, называвшася с пролетарской простотой «ВОДКА» (3 руб.62к.) ( в просторечии «коленвал»), а также «Русская» и «Столичная» стоившие неприличные 4руб.12к.. Для характеристики тогдашней покупательной способности населения заметим, что разница в цене казалась непомерной и дорогие сорта водки популярностью не пользовались, хотя и позиционировались как «престижные» и «не вызывающие похмелья». Распивать поллитровую бутылку было принято втроём, что удивительно точно соотвествует рекомендованым в настояшее время в Британии верхнему полезному для организма пределу потребления алкоголя (примерно 600 мл водки в неделю). Несмотря на ничтожность по современным масштабам дозы, даже такое выпивание обходилось довольно дорого. Каждый участник вносил на один сеанс, считая с закуской, около 2 рублей, что на пять дней в неделю составляло 10 рублей или 40 рублей в месяц, что, при зарплате около 200 рублей было очень и очень чувствительно. Поэтому колебания цен на водку шрамами ложились на сердце народное, и до сих пор любое упоминание об Андропове длинной более 100 слов обязательно включает народную благодарность за несколько более дешевую «андроповку». Связь между ростом цены на водку и судьбой Отчества отразила народная поэзия:
Было три а стало восемь
Всё равно мы пить не бросим
Передайте Ильичу
Нам и десять по плечу
Ну а если будет больше,
То станет как в Польше
Что самым скурпулёзным образом и сбылось.

Кроме водки, в нижнем сегменте рынка наличиствовали креплёные вина типа «Вермут», «Портвейн» (1 руб.80коп. -2 руб.20коп.) и «Плодово-ягодное» (1 руб.12 коп.). По универсальному показателю рубль/грамм/градус они лидировали с большим отрывом. Однако вкусовые их качества оставляли желать лучшего. Так, даже и через 20 лет, попробовав как-то на приеме 10 летней выдержки португальский портвейн, я вдруг детскими припухлыми железами припомнил вкус выпитого в своё время в подворотне Портвейна 777, небо выгнулось как абажур, и я быстро ретировлася в туалет. По видимому, как и многие советские товары, эти вина отличалсись несколько излишним качеством. Так, если «вермут» должен «по канонам» чуть отдавать полынью, то в советском варианте литр вина настивали на стоге полыни, а скажем, чуть сладковатый «по канонам» портвейн представлял собой насышеный до преципитации раствор сахара. С другой стороны, в компенсацию к вкусовым качествам, такого рода напитки имели весьма завлекатальны названия как то «Аромат степей», «Осеннее» и пророческое «Кавказ». Вот пусть современный «специалист по маркетингу» придумает для предназанченного для нижнего сегмента рынка продукта название, равное по силе и выразительности светлому имени «Солнцедар». Богатыри не вы.

Интеллтигенция (тратившая на алкоголь оносительно мало) и люди побогаче пили сухие вина, цена которых доходила до умопомрачительных 3р50к. за бутылку какого нибудь «Каберне», а также коньяки, что считалось Весьма. Формально коньяки разичались колличеством звёздочек, т.е. лет выдержки, в реальности же по преимуществу местом производства, особо жутким качеством отличались коньяки Адзербайджданские и Грузинские. Цена бутылки конька составляла около 7 рублей 50 копеек, что было уже и Непозволительно.

Особое место в радуге советских алкогольных напитков занимало пиво. Формально пиво делилось на бутылочное и разливное, а также на Жигулёвское, Бархатное и Светлое. В реальности же пиво делилось на свежее и кислое, а также на разбавленое и неразбавленое. Последний бренд был полумифическим, о нём многие рассказывали, но не думаю, что бы кто-то реально пробовал. Миф о его существовании поддерживался ритуальными разговорами о том, что Некто Бывалый пил однажды Неразбавленое и какие Неземные Ошушуения он при этом испытывал. Разливное пиво стоило 46 копеек литр, и найти его составляло некоторую проблему – оно продавалось через сеть точек, большая часть из которых в каждый отдельный момент времени была Закрыта. Таким образом поход за разливным пивом апеллировал к древним охотничьим инстинктам добытчика и бойца, требовал выносливости, смекалки и напористости. Надо было Смекать какой ларёк предположительно работает в этот день недели/месяца, выносливо выйти к нему, терпеливо отстоять очередь и/или напористо купить. По указанию КГБ с целью напоминания населению о происхождении электричества от лампочки Ильича, над ларьками С Пивом горела лампочка, а над ларьками закрытми лампочка не горела. Это весьма облегчала задачу нахождения функционирующего ларька.. Готовое пиво наливалось в трёхлитровые банки или в 10 литровые пластмассовые канистры казённого синего цвета. Из физиологических подробностей заметим, что разбавленое пиво имело крепость едва ли 3 градуса, так что для достижения эффекта, равного хотя бы 200 граммам водки, требовалось выпить не менее 3 литров. Это, в сочетании со стыдливым отсутствием в СССР общественных туалетов, самым губительным образом сказалось на мочевых пузырях моих современников. Собственно, если единовременно выпить даже и 3 лира воды и при этом не писять, состояние возникает специфическое, а теперь вспомните какой кайф ловили мы от того пива, когда наконец удавалось найти безлюдный уголок. Когда-то у той вот калитки мне было 16 лет.

Бутылочное пиво стоило дороже, и, кроме того, часто было Скисшим, что, если подумать, говорит об отменном качестве использованых в производстве естесственных инградиентов , отсуствии вредных для организма консервантов, и обшей Правильности технологии. Стоило оно около 40 копеек бутылка, что было Не Выгодно, даже если бутылку удавлось впоследствии Сдать.

В качестве морали отметим, что алкогольные напитки детства преподали нам первый урок рыночной экономики и, кроме того, научили нас смотреть на сущность вещей, минуя мишуру упаковки. Так, в пивном ларьке на вопрос «Какое пиво?» отвечали не «Жигулевское», а «свежее» или «вчерашнее» что отражало Сущность Проблемы. Тем более удивительно, что наше поколение так легко купилось на «приватизацию», «демократию» и «свободу слова», вместо того чтобы задать соответсвующие случаю впросы, не имеется ли ввиду под «приватизацией» переход естесственных богатств России в руки евреев, «демократией» переход власти к собственно «демократам» и предполагает ли «свобода слова» свободу слова для кого-либо кроме собственно пропагандистов свободы слова. По видимому, учинённая Горбачёвым антиалкогольная компания способствовала также и тому, что мы подзабыли всосаный с пивом навык смотреть на сущность вещей. А теперь ещё и можно услышать разговоры что де вообше «водку при Советах давали по талонам». Не верте, с водкой при Советах всё было в порядке. Далёкие, милые были. Тот образ во мне не угас.

http://www.livejournal.com/users/rms1/140050.html

Спасибо: 0 
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия