Лена М.
|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 15.09.22 20:34. Заголовок: Безумие Александра Грина
Калле Каспер. Безумие Александра Грина // Нева, 2022, №9, с. 215-221. Статья. Моя оценка 7.0 из 10. с. 215-216: цитата: | Грин недооценен и, думаю, даже не понят. Народ любит романы, исключение делается лишь для тех авторов, у которых их нет совсем (как у Чехова) или когда единственный роман откровенно слаб (как у Бунина). Грин же, как-никак, написал целых четыре романа, притом не просто романа, а романа «идейно-поэтического». Одни заглавия чего стоят: «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога никуда»! Вот и читают. Но дело в том, что у Грина нет таланта романиста. Он не владеет формой романа. Одно из правил романного жанра — не вводить новых героев после того, как повествование преодолело «экватор» — в крайнем случае допустимы один-два эпизодических; Грин это правило регулярно нарушает, притом явно не умышленно, а потому, что не умеет писать так, как того требует роман. Не умеет он толком и развивать сюжет: то и дело появляются сцены с точки зрения целостности лишние. Поэтому интересно читать только первую треть романов Грина, а далее мелькание героев и череда маловажных событий рассеивают внимание, и впечатление портится. А вот формой новеллы Грин владеет, даже больше — он прекрасный новеллист, один из лучших в этом жанре, в русской литературе так и вовсе, пожалуй, лучший. Русское литературоведение не делает разницы между новеллой и рассказом — а зря, эти два жанра весьма отличаются друг от друга. Новеллу характеризуют четкие художественные требования, такие, как сосредоточенность на сквозном сюжете и неожиданная концовка, в то время как рассказом может называться, по идее, любое небольшое по объему литературное произведение в жанре прозы. |
| с. 221: цитата: | Не стоит думать, что для создания фантастического мира нужно только воображение — даже если оно «сдобрено» талантом. Нет, тут нужен и ум, жесткий ум, позволяющий видеть то, что другие не видят. Грин подобным умом обладал, чтобы это доказать, достаточно одной лишь цитаты: Реальное осуществление идеи есть ее гибельное противоречие, ее болезнь и карикатура («Зурбаганский стрелок»). |
| Калле Каспер — поэт, прозаик и драматург. Родился в 1952 году в Таллине. Окончил отделение русской филологии Тартуского университета и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве (теоретический курс). Автор нескольких романов, в том числе эпопеи «Буриданы» в восьми томах (премия Таммсааре), пяти сборников стихов на эстонском и двух на русском. Двукратный лауреат премии журнала «Звезда».
|