Лена М.
Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.17 18:34. Заголовок: Кириленко Н.Н. Детектив в критике, науке и паранауке


Кириленко Н.Н. «Детектив» в критике, науке и паранауке (обзор основных тенденций) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение, 2017, № 2(23), с. 19-34.
 цитата:
В статье дается обзор литературы по «детективу» с классификацией, т.е. определяются основные тенденции за весь период литературы по вопросу. Автор статьи приходит к выводу, что для осуществления научного подхода необходимо говорить не о некоем абстрактном детективе вообще, а о самостоятельных жанрах криминальной литературы.

Ключевые слова: «детектив», критика, наука, паранаука, инвариант, генезис, самостоятельные жанры криминальной литературы

с. 26-27:
 цитата:
Таким образом, после обзора основных тенденций в литературе, посвященной «детективу» (не всегда здесь можно говорить об исследовании в научном смысле), можно сформулировать два ключевых представления о структуре «детектива».

1. В первом случае «детектив» предстает в виде своеобразного дерева, от которого отходят ветви: классический детектив; «крутой детектив»; шпионский роман и т.д.

2. Во втором случае «детектив» выглядит каким-то мутирующим существом, которое приспосабливается к изменению социальных и прочих условий: был классический детектив, но наступили более «жесткие» времена, и он стал «крутым». Классический детектив сменяют «драматизм модернистского» и «трагизм постмодернистского детектива» [94. Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм: энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001, с. 212–215; Можейко М.А. Детектив как художественный жанр и его трансформации в современной культуре // Керуен, 2009, №1, с. 63–70], а «модель классического детектива» сменяют модели модернистского и постмодернистского детектива [95. Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма. Автореферат дисс. доктора филологических наук. М., 2011, с. 22; Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013]. Сходен подход Буало-Нарсежака, говоривших об исторических стадиях «детектива» (за исключением шпионского романа). Сюда же можно отнести метафору М. Тугушевой о «взорванной галактике»: «классический детективный роман очень изменился и породил другие разновидности»; «классический детектив – как бы взорвавшаяся галактика, и вот результат взрыва – “беззаконные” кометы “в кругу расчисленных светил”» [96. Тугушева М. Под знаком четырех. М.: Книга, 1991, с. 272].

Как первый, так и второй подходы показали свою непродуктивность: за годы так и не описан инвариант детектива вообще ввиду полной расплывчатости того, что под этим подразумевают. Вследствие этого невозможно и серьезное исследование генезиса, так как «методологически правильно начинать с синхронии, с изучения художественной системы, рассматривается ли она в рамках отдельного произведения, целого жанра или художественного мира писателя. И лишь потом становится продуктивным прослеживание исторической эволюции отдельных аспектов произведения… или трансформации типов персонажей, смены форм авторства, а также жанров и стилей в рамках основных стадий эволюции словесно-художественного творчества» [97. Теория литературы. В 2 тт. Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004, том 1, с. 11].

Таким образом, продуктивным направлением становится описание инвариантов конкретных самостоятельных жанров криминальной литературы – шпионского романа [98. Федунина О.В., Кузнецова А.В. Советский шпионский роман периода «оттепели»: к проблеме жанрового инварианта // Новый филологический вестник, 2008, №2(7), с. 135–145], полицейского романа [99. Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник, 2010, №3(14), с. 17–32; Федунина О.В. Следствие ведет комиссар Рекс: образ служебной собаки в полицейском сериале // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве. М., 2012; Федунина О.В. Поэтика заглавия и жанровая структура полицейского романа («Розы красные» и «Фиалки синие» Дж. Паттерсона) // Самарский научный вестник, 2014, №1(6); Кириленко Н.Н. Книгоиздание в современной России и жанры криминальной литературы: в чем проблема? // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы – V. Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Екатеринбург: Уральский федеральный ун-т, 2015, с. 126–136], классического детектива, авантюрного расследования [100. Кириленко Н.Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник, 2012, №2(21), с. 80–95; Кириленко Н.Н. Композиционные формы речи в классическом детективе // Вестник РГГУ. Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика, 2015, №8(151), с. 53–69; Кириленко Н.Н. Чего не может быть в классическом детективе (памятка для любителей жанра) // Вознесенские казармы: Альманах филологии и коммуникации. Вып. 3. Ярославль, 2015, с. 101–108], расследования жертвы (см. выше), «крутого детектива» – с последующим исследованием их генезиса [101. Кириленко Н.Н. К вопросу об истоках жанра классического детектива (заметки) // Вестник РГГУ. Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика, 2012, №18. с. 25–31; Кириленко Н.Н. Драма как источник классического детектива // Вестник РГГУ. История. Филология. Культурология. Востоковедение, 2016, №5(14), с. 9–20; Кириленко Н.Н. Классическая комедия и классический детектив: (к вопросу о генезисе жанра) // Вестник КемГУ, 2015, том 2, вып. 1(61),с. 184–189; Кириленко Н.Н. Единство действия в классической драме и классическом детективе // Диалог согласия. Сборник научных статей к 70-летию В.И. Тюпы. М., 2015, с. 380–391].

Кириленко Наталья Натановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики, Институт филологии и истории, Российский государственный гуманитарный университет. Училась в Кемеровском, затем в Ивановском государственных университетах. Область научных интересов: историческая поэтика (в особенности – поэтика сюжета) на материале русской и англо-американской прозы XIX–XX вв.

Спасибо: 1 
Профиль


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 68
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия