Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.08 13:34. Заголовок: Олег: Перун - общеславянский бог грозы


Когда-то на нашем форуме Олег приводил следующее о Перуне:
 цитата:
Перун - общеславянский бог грозы

Энциклопедический словарь "Славянская мифология" (М.: Эллис Лак, 1995), подготовленный сотрудниками Институтом славяноведения и балканистики РАН:

"Перун - в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя (у славян - князя), особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию, голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы - золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к "бороде Ильи", образ которого заменил Перуна в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни (польск. "громовый камень", название белемнита) и стрелы (др.-рус. "громовая стрела", польск. "громовая стрела"), а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах - "богомерзкие вещи"). Миф о Перуне частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соотнесен еще с самим Перуном (белорус. пярун, "гром"), и по многочисленным сказочным, былинным и другим фольклорным трансформациям, где Перуна заменяют Илья и другие персонажи с позднейшими именами. Перун, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице (ср. позднейшую иконографию Ильи - пророка), поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа - то мифологическое существо, которому соответствует Волос-Велес, в поздних текстах - сказочный Змиулан и т.п.), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может изменяться имя (но не облик) Перуна и его противника, но основная сюжетная схема остается неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в архаических и поздних трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником Перуна, - см. Додола. Марена, Мокошь) и проливается дождь. Поэтому наиболее очевидной интерпретацией мифа о Перуне (имеющего у славян и другие возможные истолкования) является его истолкование как этиологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, само название которых указывает на связь с культом Перуна: болг. пеперуна с многочисленными табуистическими и звукоподражательными вариациями типа пеперуда, перперуга, преперуда, сербохорв. прпоруша и т. п.: такое же объяснение предлагается и для названий аналогичных ритуалов типа болг. и сербохорв. додола. Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно первоначально связанной с жертвами Перуну. Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами (ср. "Перунов дуб" в средневековой западно-украинской грамоте) и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна (в Киеве и Новгороде) и его святилища. Соответственно по всей древней области расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени Перуна. Связь Перуна с горами и дубовыми рощами восходит к индоевропейскому периоду. В балтийской и славянской мифологиях Перун приурочивается к четырем сторонам света, что видно, в частности, и из названия четверга как "дня Перуна" в полабской традиции, и из четырех (восьми) -членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом. Согласно древнерусскому источнику, "Перунов много" (Перунъ есть многъ), что относилось к наличию нескольких географических и сезонных ипостасей Перуна, каждая из которых в мифологии балтийских славян, по-видимому, нашла продолжение в самостоятельном божестве, воплощающем лишь одну из ипостасей Перуна (ср. Прове). В пантеоне Киевской Руси Перун почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов.

Лит.:
В.В.Иванов, В.Н.Топоров. Исследования в области славянских древностей. М., 1974 (лит.);
В.В.Иванов, В.Н.Топоров. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. М., 1975.

В.В.Иванов, В.Н.Топоров"



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить