Что если бы война за независимость США так и не состоялась? Каким был бы мир, если бы Великобритания не вступила в Первую мировую войну? А если бы Гитлер победил Сталина? Могли ли русские выиграть холодную войну и был ли распад СССР таким уж неизбежным? Сборник солидных исторических очерков под редакцией профессора Гарвардского университета Ниала Фергюсона показывает, что история не только терпит сослагательное наклонение, но и образует благодаря ему целое научное направление. Фергюсон признает, что гипотетическая история многим кажется ересью: мы привыкли к тому, что союз «если» встречается либо в одиозных трудах ревизионистов, либо в невинных шутках заскучавших академиков. Виной тому — любовь к детерминизму. Нам, как и ученым мужам из XIX века, кажется, что ход истории закономерен, неизбежен и обусловлен каким-то общим замыслом, в то время как на деле реальность сумасбродна и непредсказуема. Фергюсон в своем стостраничном введении, будто демонстрируя серьезность намерений, описывает все вехи развития исторической науки от Лукреция до Гегеля, от Гегеля до Поппера, рассказывает, как история заигрывала с социологией, антропологией и литературой, чтобы в конечном счете примирить историю с открытиями математики и квантовой физики, раскрыть философское значение теории хаоса и постулировать принципы новой «хаостории». Вопреки столь амбициозному манифесту, «Виртуальная история» не похожа на сборник смелых фантазий, демонстрирующих работу «эффекта бабочки»: скорее это щепетильное выстраивание гипотетических сценариев с использованием только тех альтернатив, которые действительно рассматривались современниками. При этом если первые главы об истории XVII и XVIII веков близки к занимательным интеллектуальным упражнениям, то главы о Второй мировой войне или распаде Советского Союза способны вызвать сильные эмоции, расшатывающие представление о прошлом как о складной истории с прописанным финалом. Книга Фергюсона и его соавторов помогает ощутить непредсказуемость и хаотичность ключевых событий в истории человечества, прожить прошлое как настоящее, а также избавить это настоящее от морока рациональности и предопределенности. |
|