АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.04 02:30. Заголовок: Разгадка«Слова о полку Игореве»



Текст “…мыслию по древу серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы” по мнению многих исследователей, является “темным” местом в “Слове о полку Игореве”. Однако, по моему мнению, это не так. Все слова, употребляемые в предложении известны, и не изменили своего значения с древности. Этот текст пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Древо-каждый год изменяется, прирастает, и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Высота ‘древа’ меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Так идея о разных масштабах времени перерастает у древних людей в разряд мировоззренческих, а после этого вновь обращается в инструмент для работы, для постижения мира.
Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка. След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле /переносно/ создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это растворение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. О людях наделенных духовной силой ‘’Боян бо вещий’’ говорят, что им известен ход вечного времени и они обладают мистическим зрением, которое делало их ‘’вещими’’ всевидящими знающими. Боян достиг совершенства ’’песнь творите…’’ и обрел способность видеть прошлое, настоящее и будущее.

События всегда предполагают какое-то соучастие, то есть человек может связать время и всё происходящее с ним самим, а также с растением. Весной дерево распускает листья и юного человека мы называем «молодо-зелено». Летом дерево цветёт и плодоносит - это время расцвета человеческой жизни. Старого человека мы называем ветхим. По Далю «ветошью» называют прошлогоднюю жухлую листву (траву), которая делается негодной от времени. Следовательно, человек может мысленно проецировать время «древа» на своё собственное. Биологически человек меняется по одним законам, а растение по другим, но процессы сотворения-разрушения происходят с определённой периодичностью, так как циклическая деятельность времени непрерывно. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которой движется материальное мироздание.
Время неразрывно связано с пространством и движение материи произойдёт только в том случае, когда точки времени и пространства совпадут. Древо определяют одно из измерений пространства: «вверх-вниз». Волку в небо строжайше запрещено. Общение с грунтом предполагает свободу передвижения: вправо-влево, вперёд-назад, и только полёт орла имеет три измерения: вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад. Прикрепившись к грунту растения, обрекли себя на неподвижность в пространстве, и начали развиваться по пути своей формы: солнце светит с верху, значит надо тянуться вверх. Минеральные вещества и вода рассеяны в почве, значит надо тянуться за ними вниз. Вершина дерева в царстве Света, а его корни всегда в чертоге Тьмы. Древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу, и по- мнению древних, не дающее небу упасть на землю. Небо «орлом под облакы», и земля «серым волком по земли», образуют видимую границу (линию кажущегося соприкосновения) - горизонт, древо - вертикальную линию их пересечением является крест, как символ пространства, как остов всего мирового пути.
Свет располагался вверху, а Тьма - внизу. Это прообразы светлого неба и тёмной земли. Но как считает вещий Боян, в мире идёт вечная борьба Света и Тьмы, сил добра и зла. Свет и Тьма перемешались, т.к. Тьма проникла в Свет (затмение солнца). И между ними образовалось пространство серого цвета, где и началась борьба. Серый цвет - граница перехода белого цвета в черный. Серая земля находится в середине, равноотстоящая от мира небесного и подземного. Пограничные точки внутри отграниченных друг от друга областей, это: «шизый орёл» и «серый волк». «Шизый» - серый цвет с синеватым оттенком. «Серый» - цвет пепла, дыма. «Древо» - это ворота двух миров, а в числе страж этих ворот «орёл под облакы», а у корней «волк по земли» (орел у древних греков считался вестником бога Зевса и постоянно находился у его ног).
Самую нижнюю точку между серым пространством и царством Тьмы охранял волк, это подземный мир мрака. Живые люди никогда не проникают туда. Лишь когда человек умирает, тело его хоронят в земле. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголовго Анибуса) и выбраться из подземного царства обратно. С точки зрения вещего Бояна у человека две души: животная и божественная. Животная стремиться вниз, в землю. Вторая - вверх, в небо. Действие героев «Слова» происходит на серединной серой земле. Слово русый, это средний между чёрным и белокурым. Русым называют серый цвет шерсти, масти, волоса. Русак - это серый заяц, серое сукно из шерсти. Русак (по Далю), это вообще русский человек. Так как, по мнению автора «Слова», во вселенной, которая состоит из трёх сфер, серая земля занимает середину, между подземным миром Тьмы и небесным миром Света.
В сером пространстве важно определить верх (орел) и низ (волк). Во время написания «Слова», верх обозначала гора (мир горний), низ - дол или пол. В современном языке: пол - нижнее покрытие, настил, а горище - верх, чердак. Рассказывая о событиях 1185 года «вещий Боян» будет перемещаться с низу «серым волком по земли» вверх «шизым орлом под облакы». То есть по горам по долам, что означает везде, или «рища в тропу Трояню, через поля на горы», где поле - низ, а гора - верх. Конечно, картина вселенной, сложившаяся, быть может уже на заре человеческой культуры не соответствует современным взглядам, Бояну же устройство окружающего мира представлялось весьма сложным.
К сообществу живых организмов в тексте «Слова» принадлежат: волк, орел и древо. Древо - зелёное растение первая функциональная группа организмов биоценоза. Волк с растением связан пищевой цепью, состоящей из трёх звеньев: растения, травоядные, хищник. Орёл - связан цепью, состоящей из пяти звеньев: растения, кузнечики, лягушки, змеи, орёл. Орёл и волк занимают в сообществе высшие ранги и не имеют естественных врагов. Древо по отношению к человеку - нейтрально. Волк - наносит ущерб стадам домашних животных и нападает на человека. Орёл питается змеями, а змея давний враг и смертельная угроза человеку, олицетворение мира тьмы. Уничтожая, их орёл тем самым создаёт благоприятные условия для жизни человека и прироста его биомасс. Вещий Боян, рассмотрев поток энергии в цепи питания отмечает важные параметры экосистемы увеличением её биомассы, т.е. прироста населения, сохранения каждой индивидуальной жизни в человеческом обществе, может служить основным критерием прогресса. Поэтому орёл - воплощение высшей справедливости, царь над двумя мирами, серединным и подземным, и поэтому его изображают с двумя головами.
Путешествие в мир «Слова о полку Игореве», это проникновение в глубины человеческой культуры в сокровенную область духовных поисков и устремлений «вещего Бояна».

Тайна волхования Ярославны.
Дорогой читатель, давайте вместе перевернем несколько страниц “Слова о полку Игореве” и внимательно перечитаем плач Ярославны. Любимейшая героиня “Слова…” оплакивает мужа, попавшего в плен, и обращается за помощью к природным силам. Вначале плача ”Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, зегзицею незнаема рано кычет: ”Полечу – рече - ...утру князю…его раны”. Гласъ - звук то, что воспринимается слухом. Одно из свойств звука указывать на присутствие зегзицы невидимой для глаз (поэтому она ’’незнаема’’), но слышимая как она “кычет”. При помощи звуков Ярославна выказывает свое желание ”Полечу – рече …”. Итак, плач Ярославны начинается со звука. Наши древние предки считали звук самой тонкой материей, источником всех материальных объектов. Далее по тексту Ярославна обращается к ветру. Движение потока воздуха и есть ветер. Воздух – это газообразное состояние вещества. Газ не имеет собственный объём и занимает любой представленный ему объём. Свойства ветра быть сильным и слабым “под облакы веяти”, у А.С.Пушкина ”Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь, стаи туч” слабый ветер колышет траву ковыль ”по ковылю развеял”. Воздух после звука более плотная, как считали древние материя. Затем, Ярославна просит помощи у “Днепра Славутицю”. Днепр – река, постоянный водный поток значительных размеров и обладает большой энергией, которая разрушает “каменные горы” в малых количествах вода имеет форму шара, капли это слезы Ярославны. Деревянные лодки “Святославли насады” в жидкости не тонут. Вода – жидкость она имеет определенный объем и принимает форму того сосуда, в который она заключена. Далее, следует мольба Ярославны к солнцу. Солнце плазменное состояние материи. Главные признаки плазмы: свет (форма огня воспринимается благодаря исходящего от него сияния), тепло “Всемъ тепло и красно еси…простре горячюю свою лучю”. Жара способна вызывать жажду “в поле безводнее жаждею”. И иссушить луки колчаны. Огонь так считали древние “живет” в дереве при сгорании дров выделяются: свет, тепло и дым. Что соответствует трем зонам мироздания: свет на небе, тепло на земле, дым в подземном царстве. В ответ на плач Ярославны “богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую”. Земля на 80% состоит из глины – это твердое состояние тела характерным отличием твердых тел является свойство сохранять свой объем и форму. Земля как считали древние является сосредоточием качеств присущих остальным элементам и представляет собой конгломерат всех материальных элементов при сотворении Вселенной движение материй происходит как в плаче Ярославны от более тонких элементов к тяжелым: звук, воздух, вода, огонь, земля. А растворение земли более тонкими элементами водой (потоп), огнем (пожары), производят разрушение Вселенной. На пример, поход Святослава киевского на Кобяк. “…наступи на землю Половецкую притопта хлъмы и яругы (элемент земли), взмути рекы и озеры (элемент воды) иссуши потоки и болота (воду высушивает солнце). А поганаго Кобяка …яко вихрь (воздух ветер), выторже: и по падеся Кобяк. Поражение Кобяка определяли по внешним признакам: твердое тело сохраняет как объем, так и форму, жидкость имеет объем, но не сохраняет форму, газ не сохраняет не то ни другое. Теперь мы знаем, что автор слова в плаче Ярославны представил движение материи в физических формах (звук, воздух, вода, огонь и земля) и сотворение из первоэлементов разрушенного тьмой мироздания. Сама идея о простейших началах элементах, из которых слагался мир очень древнее, донаучного происхождения, архетипичная для человеческого сознания эту идею нельзя приписать автору “Слова…” как и все мировоззренческие построения – это плод усилий многих людей продукт коллективной мысли.
Гром и Совершенный ум.
Элементы стихий: звук, воздух, вода, огонь, земля принадлежат как к материальному миру, так и к духовному миру. Я хочу рассмотреть только первый элемент - звук. Соединение звука грома с небом наши предки воспринимали как проявление материальной природы. ”Бытии грому великому…”от сильного грома люди испытывают ужас, страх. Ответная реакция тела на сильные раскаты грома: дрожь,, напряжение мышц сердцебиение, испуг. “…нощь стонущи ему грозою птичь убуди” гром – властный, мощный и угроза эта конкретная - кара ,смерть. Стихия звука, связанная с ухом – принадлежит к духовному миру. Уши – как считали древние люди, самый важный орган: в форме звуков знание входит в ухо человека, так как процесс познания, в то далекое время, был целиком основан на слуховом восприятии, поэтому звук является самым важным источником знания. Процесс слушания подразумевал присутствие говорящего. По - этому плач Ярославны, будучи по форме монологом, по сути дела строится на отношениях между провозглашающей его и теми к кому обращена речь. Плач можно представить в виде блока – самоопределения и сменяющих друг друга блоков обращений. Самоопределение имеет одну цель – дать представление о той, кто обращается с речью, о говорящей. Звук голоса Ярославны источник информации для стихий, чудесные элементы обретают способность слышать и руководствоваться услышанным. Душа Ярославны внутреннее, а материя: ветер, вода, солнце, земля внешнее. Взаимоотношения Ярославны с внешнем миром оборачиваются картиной её внутренней жизни: ’’чему, господине, мое веселие по ковылию разеял’, ’’…не слала къ нему слезъ на море рано.’’ Ярославна побеждает всякий раз, превращаясь из ответчицы в обличительницы. Победа Ярославны над стихиями сливаются с её внутренней победой над незнанием. Путь перехода от одной стихии к другой мыслится, как процесс познания. Это восхождение к богу имя, которому Совершенный ум. Думается, что стержнем плача составляет тема спасительного знания.
Первая духовная функция звука принимать и отвергать исходя из желаний. Мы принимаем то, что доставляет удовольствие и отвергаем то, что мешает наслаждению. Ярославна страдает от разлуки с Игорем и её желание ‘’Полечю, - рече - зегзицею по Дунаеви, омочу бебрянъ рукав въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны…’’Истина пришла в мир в символах и образах: Ярославна по тексту ищет Игоря, это описание переживаний человека, который стремиться к искомому знанию и знает путь к нему. Передаваемое знания: сказать, заставить вспомнить, передать, пробудить. В первом блоке – обращении к ветру заключает в себе описание ситуации. Ветер не понимает что творит ’’Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновьскыя стрелкы…на моея лады вои?’’ а Ярославна рассказывает ветру о его неблаговидных действиях. Акт не знания включается как один из моментов в процессе познания, а также говорится о тождестве открывающего итого, кому открывается, что делает акт познания актом самопознания. Во втором блоке - обращения Днепру Словутицю Ярославна пытается его заставить вспомнить победоносный поход Святослава на Кобяка: ’’ - Ты лелеялъ еси на себе Святославли насады до плъку Кобякова’’ То, что глубоко запрятано в памяти, должно прорваться наружу как водный поток’’ Ты пробил еси каменные горы сквозь землю Половецкую ’’Единство говорящей и слушающей стихии ощутимо в их восприятии: Ярославна видит себя как в зеркале. Отражаясь в воде, вырисовывается двойственность мира её желание “полететь” к Игорю меняется на противоположное “Възлелей, господине, мою ладу къ мне”, которую в их единстве до поры до времени Ярославна не воспринимала. Если попытаться кратко определить суть плача во втором блоке, то можно сказать следующее, это далеко простирающая образно выраженная мысль о единстве противоположности: тема войны и мира, князя Святослава и его врага Кобяка. Втретьем блоке обращения к солнцу Ярославна видит его истинную природу ”Светлое тресветлое слънце”…но затмение внесло искажение в восприятие мира и она, недоумевая, задаёт солнцу вопросы почему, почему?”… чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои?”. Столкновение со злыми силами проступает в форме вопросов. Ощущается неприятие материального мира, как царства зла. В следующем блоке Ярославна обращается к богу. Это стихия земли “бог путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую”. Русская земля это географическая граница распространения славянского языка, где прародина река Дунай “девицы поютъ на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева”.Славяне – говорящие в древенополабском языке “славак”, ”цлавак” означало человек. Если первочеловек вылеплен из земли – глины, то славяне “говорящие” самоотождествляли себя не с материей (землёй), а со звуком т.е. с душой в отличие от вещей материальных, которые археологи добывают при раскопках народная мудрость не лежала долгие века в земле. Фольклор существовал непрерывно, передавался из уст в уста, от рассказчика или певца к слушателю который потом сам становился исполнителем и обретал новых слушателей.
По этому тело погибает со смертью человека душа – знание признавались не материальной субстанцией. Очищаясь от материальной скверны, как считал автор “Слова о полку Игореве”, Ярославна обретает способность видеть истинную природу вещей, достигает духовной зрелости и стремится к богу, но не к Громовнику, а к тому чьё имя Совершенный ум.




Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 43
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия