|
Отправлено: 09.03.05 23:01. Заголовок: Варяги-Русь и Варяги
Добрый всем день. Я как-то это уже писал, но тот форум умер. Как мне кажется, проблемы варягов-руси и варягов в ПВЛ нет, она есть только у современных исследователей. Либо по причинам идеологическим, либо по причинам кои мне остаются непонятны. Так вот. В ПВЛ достаточно четко различаются три части с разнородным употреблением терминов «варяги» и «варяги-русь». (P.L. – так проще и всем понятнее, хотя формально вы правы.) 1. Географическое вступление. 2. Период от Призвания до Олега. Период Ольги – термины не употребляются. 3. Период от Игоря и далее. Причем? по смыслу употребления терминологии часть 1 совпадает с частью 3. Итак. Географическое вступление описывается от лица автора, так как автор себе представляет окружающий его и современный ему мир. То что, современные исследователи находят в этом описании архаичные сведения ничего не значит. Это мы знаем, что данные устарели, а автор ПВЛ этого не знал, для него даже библейская этнография – есть этнография актуальная. Так вот в этом окружающем его мире – нет никаких варягов-руси, а есть только варяги, по имени которых море зовется Варяжским. И это те самые варяги, которых Киевские князья от Игоря и далее регулярно приглашают или нанимают для своих походов и чья неиднтичность руси совершенно очевидна. Вся проблема концентрируется в рамках периода от Призвания до Олега (включительно). Но и здесь, по крайней мере для автора ПВЛ, все достаточно прозрачно. Были такие «русь», которые были суть варяги, те самые варяги-русь. Их призвали на правление. И вся держава и прозвалась от них Русью, да и весь народ славянский этой державы тоже от них же прозвался русью, и язык наш славянский от них же тоже стал называться русским. Как всегда при такой трансформации есть переходной период неустойчивого употребления терминов. Он проявляется в ПВЛ в двух местах. 1. В год 6390 (882)…. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава. 2. В год 6452 (944). На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его - сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, - это была соборная церковь, так как много было христиан - варягов. В первом фрагменте, относящемся ещё ко временам Олега, варяги – это именно заморские варяги, а не варяги-русь. Во втором фрагменте последний раз варяги и русские рассматриваются как единый социальный круг.
|