Лена М.
Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.17 19:40. Заголовок: Национальные коды европейской литературы в контексте исторической эпохи


Национальные коды европейской литературы в контексте исторической эпохи: коллективная монография
Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2017.
Ответственные редакторы Т.А.Шарыпина, И.К.Полуяхтова, М.К.Меньщикова.
611 с. 500 экз. 5-91326-379-7
 цитата:
В коллективной монографии проблема национальных кодов получает свое освещение как в синхроническом, так и в диахроническом аспекте. В главах выстраиваются не только хронологические, но и тематические переходы, подчерки-вающие эволюцию, трансформацию или рецепцию тех или иных образов, идей, мотивов. Значительное место в ней отведено теоретическому осмыслению ряда вопросов, связанных с рецепцией культурно-исторических и национальных кодов, например, самоидентификации национального сознания и ее формам, национально-историческому самосознанию, национально-государственной (само)идентификации, способам репрезентации национального характера и т.д.

Подготовленная кафедрой зарубежной литературы ННГУ книга представляет несомненный научный интерес для филологов, культурологов, студентов, аспирантов и всех, кто интересуется развитием европейской словесности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ (Шарыпина Т.А., Нижний Новгород) 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
1.1. «Чужое слово» в прозе Н.М. Карамзина (на материале повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода») (Юхнова И.С., Нижний Новгород) 9
1.2. «Театральная» тема в «Путевых письмах» Н.И. Греча (Аксенова М.В., Нижний Новгород) 16
1.3. Антиутопические мотивы в лирике Е.А. Боратынского (Рудакова С.В., Магнитогорск) 22
1.4. Русский вектор прочтения Вальтера Скотта (А. Бестужев-Марлинский «Ревельский турнир» и В. Скотт «Айвенго») (Швецова Т.В., Архангельск) 27
1.5. «Игра в портреты»: образ француза в диалогах И. Тургенева и П. Виардо (Спехова А.И., Нижний Новгород) 38
1.6. Образ Микеланджело Буонарроти в художественном творчестве Д. С. Мережковского (Дехтяренок А.В., Петрозаводск) 45
1.7. Русский национальный характер в цикле «Записки охотника» И.С. Тургенева в оценке русской и французской литературной критики 40–60-х гг. XIX века (Воскресенская Н.А., Нижний Новгород) 56
1.8. Образы англичан в «Тихом Доне» М.А. Шолохова (Шешунова С.В., Дубна) 70
1.9. «И вот непоправимо, невпопад, в чужой земле, под звуки чужой речи…» (Тема национальных корней в поэме Беллы Ахмадулиной «Моя родословная») (Яшина К.И., Нижний Новгород) 76
1.10. Споры о русской/российской идентичности в философской литературе XIX–XX вв. (Агапова Э.И., Казань) 81
1.11. Мемуарный очерк М. Горького «А.П. Чехов» в переводе С. Перского на французский язык (Уртминцева М.Г., Максимова Т.Г., Нижний Новгород) 87
1.12. Топос восточного города в прозе С. Афлатуни (Емелина А.В., Нижний Новгород) 94
1.13. Символизм как способ осмысления и трансляции информации в современном культурном пространстве (Гаврикова И.Ю., Брауншвейг, Германия) 103
1.14. Феномен национального кода в истории русского литературного языка (Стрепетова Г.И., Волгоград) 115
ГЛАВА 2. НЕМЕЦКИЙ АКЦЕНТ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ XIX–ХХI ВВ.: КОНСТАНТЫ И ПЕРЕМЕННЫЕ
2.1. Немецкая эстетика XVIII века об изобразительных возможностях литературы (к вопросу о формировании теории интермедиальности) (Казакова И.Б., Самара) 121
2.2. «Прекрасная эпоха» «берлинского детства» В. Беньямина (Тихонова О.В., Воронеж) 129
2.3. Духовная культура Востока в жизни и творчестве Германа Гессе (Чепурина И.В., Петрозаводск) 135
2.4. Элиас Канетти и Фридрих Геббель: текстовые параллели и жанровые противоречия (Зиганшина Н.Ф., Казань) 143
2.5. И. Бахман, Э. Елинек, К. Рансмайр – единство традиции (Конышева Н.Ю., Челябинск) 148
2.6. Постдрама в театральной практике Германии конца XX века («опыты» Х. Мюллера) (Фролова А.С., Нижний Новгород) 156
2.7. Роман Бернхарда Шлинка «Женщина на лестнице»: интермедиальные аспекты немецкого экзистенциального кода (Шарыпина Т.А., Нижний Новгород) 162
2.8. Драматическая аффектация в пьесах Мариуса фон Майенбурга (Нефедова Е.Г., Нижний Новгород) 173
2.9. К проблеме определения принципов поэтики гиноцентрической литературы (Ивлиева П.Д., Нижний Новгород) 179
2.10. О восприятии иных культур через призму современной детско-юношеской литературы Германии (Привалова Е.П., Москва) 188
2.11. Достоинства и недостатки имиджа России в современной немецкой литературе (Русяева М.М., Саранск) 194
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
3.1. Образ Востока в пьесах англичанок-драматургов конца XVII века (Трофимова В.С., Санкт-Петербург) 202
3.2. Традиции «хождения по тому свету» в повести Г. Филдинга «Путешествие в загробный мир и прочее» (Макарова Л.Ю., Екатеринбург) 206
3.3. Соборный скандал в Рочестере и его полемическое отражение в викторианской литературе (Э. Троллоп и Ч. Диккенс) (Кузнецова А.И., Москва) 212
3.4. Коды эстетизма в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (Цветков Ю.Л., Иваново) 225
3.5. Художественное воплощение и функции мифологемы сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (Кирдяева О.И., Москва) 233
3.6. Национальное в романах М. Рида «На море» и Д.Ф. Купера «На море и на суше» (Журавлева А.П., Москва) 241
3.7. Образ России в публицистических высказываниях британских писателей начала XX века (поиски национального «своего») (Короле-ва С.Б., Нижний Новгород) 250
3.8. Русский пейзаж в английской прозе 1910-х годов (Новикова В.Г., Нижний Новгород) 259
3.9. Ирония как стратегия утверждения национальной идентичности. Опыт прочтения лирики Р. Фроста (Котовская А.Е., Санкт-Петербург) 272
3.10. Антиутопия становится реальной: мотивы романа Дж. Оруэлла «1984» в современном мире (Кравченко В.И., Пудеян Л.А., Ростов-на-Дону) 280
3.11. Конфликт цивилизаций и антитеза цивилизация-варварство в романе И. Во «Черная напасть» (Рябчикова Е.Е., Калининград) 287
3.12. Стратегии реализации творческого потенциала шекспировского наследия в произведениях Дж. Фаулза (Дроздова М.С., Москва) 293
3.13. Пейзаж английского Средневековья в романе К. Исигуро «Погребение великана» (Селитрина Т.Л., Уфа) 301
3.14. Основные этапы развития «Новой критики» в Великобритании и США (Архангельская И.Б., Нижний Новгород) 308
3.15. Образ послереволюционной России в романе Айн Рэнд «Мы живые» (Назаренко Д.А., Нижний Новгород) 317
3.16. Роман Дэвида Лоджа о Герберте Уэллсе: особенности жанра и повествовательные стратегии (Бронич М.К., Нижний Новгород) 326
3.17. Англо-американский национальный код на примере романа Дэна Симмонса «Пятое Сердце» (Куликов Е.А., Нижний Новгород) 336
3.18. Английскость в романе Чарльза Сноу «Наставники» (Макурин А.Е., Нижний Новгород) 346
3.19. Инокультурный код в рассказе С. Рушди «Гармония сфер» (Чуванова О.И., Донецк) 353
3.20. Рецепция жизни и творчества Джейн Остен в литературных произведениях современных англоязычных авторов (Ремаева Ю.Г., Нижний Новгород) 361
3.21. Английские реалии в неовикторианском кино: от “Illustrated Lon369don Herald” до “Golf Sale” (Скороходько Ю.С., Симферополь, Крым) 369
3.22. Неовикторианский код как переводческая проблема (Скороходько С.А., Симферополь, Крым) 380
ГЛАВА 4. РЕЦЕПЦИЯ ИНОКУЛЬТУРНОГО КОДА В ЕВРОПЕЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
4.1. Эжен Фромантен и изучение голландского искусства XVII столетия во второй половине XIX – начале XX в. (Акимов С.С., Нижний Новгород) 391
4.2. Русский дворянин XVIII в. в европейской культурной среде: кенигсбергский период жизни А.Т. Болотова (Овчарова Е.Э., Санкт-Петербург) 406
4.3. Европейские стереотипы восприятия мексиканской культуры в романе Д.Г. Лоуренса «Пернатый змей» (Кравченко В.И., Барышникова О.Е., Ростов-на-Дону) 415
4.4. Социальный дарвинизм и школа в романе «Условно пригодные» П. Хёга и в повести «Класс коррекции» Е. Мурашовой (Сухих О.С., Нижний Новгород) 420
4.5. Библейские мотивы в романе Т. Линдгрена «Путь змея на скале» (к проблеме шведской идентичности) (Корсакова М.В., Москва) 435
4.6. Особенности организации пространства и времени в романе С. Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» (Бельский И.О., Ниж-ний Новгород) 441
4.7. Русская тема в современном скандинавском детективе (Поляков О.Ю., Полякова О.А., Киров) 448
4.8. Традиции скандинавского фольклора в творчестве Юхана Теорина (Коновалова М.А., Петрозаводск) 456
4.9. «История выживших» Эмиля Хьёрвара Петерсена: скандинавская мифология после апокалипсиса (Маркелова О.А.. Москва) 465
4.10. Русский портрет: субституты как средство объективизации национальной идентичности (на материале испаноязычной форумной коммуникации) (Бочарова А.В., Москва) 473
4.11. Репрезентация событий Нового Завета в русских и французских фразеологических единицах, образованных от антропонимов (Вереща-гина А.В., Москва) 482
ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛЬНОГО КОДА
5.1. Лексико-семантическая структура дерогативов античной лирики и комедии в аспекте карнавальной культуры и роль ее изучения в про-цессе подготовки студентов-романистов (Мущинина Л.Н., Санкт-Петербург) 497
5.2. Мотив смеха в «Юлие Цезаре» Шекспира и его античные источники (Теперик Т.Ф., Москва) 506
5.3. Античные образы в поэзии Д.Г. Лоуренса (Петросян М.С., Москва) 517
5.4. «Живая Византия»: греческий мир в романе «Одиссей Полихрониадес» К. Н. Леонтьева (Кунильская Д.С., Петрозаводск) 522
5.5. Менады: виртуозная игра в интерьерах «гастрономического этюда» Х. Кортасара «Менады» (Гайворонская-Кантомирова А.Н., Волгоград; Харланова К.М., Москва) 530
5.6. «Французская» Медея ХХ века (Савиных О.И., Нижний Новгород) 536
5.7. Образ античности в романах Питера Акройда «Падение Трои» и «Повесть о Платоне» (Нуштаева Е.Д., Москва) 544
5.8. Своеобразие современной интерпретации античного литературного кода: «Утраченные книги "Одиссеи"» Захари Мэйсона (Соболева Н.В., Москва) 550
5.9. Пьеса В. Вудса «Крик с небес» в контексте драматургических интерпретаций мифа о Дейрдре (Олькова А.А., Нижний Новгород) 554
5.10. Античный код в новогреческой поэзии конца ХХ – начала XXI вв. (Шевченко Л.И., Самара) 561
5.11. Античные и христианские мотивы в творчестве Хайнца Пионтека (Кудрявцева Т.В., Москва) 577
5.12. Роман-антиутопия и авантюрно-философская фантастика ХХ века (Козьмина Е.Ю., Екатеринбург) 581
5.13. Игровые особенности английского фэнтези (Д. Джонс, Н. Гейман, Т. Пратчетт) (Наумчик О.С., Нижний Новгород) 589
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 601


Спасибо: 1 
Профиль


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия