|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 26.12.15 18:21. Заголовок: Карлос Кастанеда и вокруг
Екатерина Зоря. От заговора к ритуалу: краткий очерк трансформации понятия «магия» на постсоветском пространстве // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2013, №4(31), с. 144-167. цитата: | В статье поднимается вопрос об определении магии в контексте гуманитарных наук и показывается, как фальсифицируются многие распространенные рабочие определения. Выдвигается тезис о том, что магия - зонтичное понятие, чьи границы меняются в зависимости от культурного контекста, и что наиболее удачным подходом к исследованию магии является выявление этих границ в каждой конкретной культуре и выяснение того, относится или не относится некий феномен к оккультному дискурсу в каждом случае отдельно. Затем рассматривается магия на постсоветском пространстве, в частности - поворот от народного понятия «человека знающего» к «человеку могущему»; переопределение некоторых терминов с отрицательной коннотацией (в частности, «ведьма» и «нелюдь») в термины с коннотацией положительной. Также рассматриваются заимствования терминов и практик из западной магии. Ключевые слова: народная магия, ведьмоство, церемониальная магия, антропология, народное христианство, Карлос Кастанеда, переводы магических текстов, нелюди |
|
с. 154: цитата: | От Кастанеды пришли два важных понятия, которые теперь знакомы фактически всякому в оккультуре. Первое — понятие личной силы, обозначающее чистый потенциал к действию, сродни понятию удачи у скандинавских народов. Маг, обладающий личной силой, способен на что угодно, и обстоятельства будут сами складываться в его пользу. Маг, ею не обладающий, обречен на поражение, сколько бы теоретических знаний не было у него в багаже. Второе — понятие намерения, того чисто волевого усилия, что необходимо и, главное, достаточно для магического действия [Кастанеда К. Сказки о силе. Пер. с англ. Киев: София, 2003; М.: ИД София, 2003.]. Кастанеда и его феноменологическое наследие сосредоточили внимание практикующих на идее, что основной инструмент мага — сам маг, а любые вспомогательные средства суть только вспомогательные средства, в принципе полезные, но на самом деле совершенно ненужные. |
|
Екатерина Зоря - член Совета Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, Киев, kzorya@gmail.com
|