Storherramadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.06 14:31. Заголовок: Русская история в Музее современной истории России


Посещение Музея современной истории России не входило в мои планы. Но проходя мимо, увидел анонс выставки «История государственной символики России» и решил таки заглянуть. Выставка моих надежд не оправдала: я надеялся посмотреть материалы-артефакты периода формирования геральдических традиций и государственных символов России, а на выставке был представлен только новейший период (1991–2006), для меня менее интересный. Но раз уж оказался внутри, решил осмотреть всю экспозицию музея, благо она не так обширна как экспозиция ГИМа.

В советское время музей функционировал как Музей революции. Это заметно и в сегодняшней экспозиции, несмотря на все обновления. Кратко суммируя, можно сказать, что современная экспозиция состоит из трех частей: революционная часть, новая часть и неизвестно что, смешанных по ходу выставки в разных пропорциях.

Залы, посвященные XIX веку местами интересны, но не концептуальны. Видно, что весь революционный мусор был убран, но создатели экспозиции так и не решили, чем его можно заменить. В результате они пошли в направлении показа русского быта того времени: тулуп крестьянина, фотографии с нижегородской ярмарки, чайные сервизы и проч. Все это, повторюсь, небезынтересно, но не совсем понятно, для чего это нужно.

Лучше обстоит дело с началом ХХ века. Компактная, но насыщенная экспозиция посвящена русско-японской войне 1904–1905 гг. Интереснен и период первой русской революции, но здесь заметны массивные куски старой экспозиции («письма Землячки и личные вещи Рудзутака» – кому, извините за выражение, на хрен эти землячки-рудзутаки сейчас нужны и интересны? Я даже не говорю о политических контекстах, а о том, что это дробная мелкая маргинальность на фоне русской истории начала ХХ века). Хорошо сделаны витрины, посвященная Государственной Думе, Столыпину, Императорской семье – но, увы, все очень и очень кратко, буквально видно, как создателям экспозиции не хватает места (именно поэтому я так возмущен рудзутаками – лучше бы показали действительно что-то стоящее). Интересны личные вещи Царской семьи – на мой взгляд, этот раздел следовало бы расширить, интерес к этой теме в обществе большой). Очень мне понравились витрины, посвященные Первой мировой войне – сделано с умом и чувством, но опять же очень коротко, хотелось бы побольше. Общая оценка залов начала ХХ века – сделано хорошо, но уж очень слишком все ужато.

Революционным событиям выделено достаточно место, но здесь большие куски экспозиции, видимо, не менялись и сейчас смотрятся анахронично (чувствуется старый дух Музея революции). Впрочем, есть много нового материала: витрины белогвардейских и красногвардейских мундиров, личные вещи белых и красных командиров и т.д. Заметна попытка подать события революции и гражданской войны с некоторой дистанцией – ни нашим, ни вашим, разбирайтесь типа сами. В этом есть своя логика, но при этом создатели экспозиции теряют возможность донести до зрителя и значение, и дух событий. Я бы все-таки сделал в этой части экспозиции упор на трагизм событий – братоубийственная война, террор, голод. ИМХО, разумеется. Мне в этой части экспозиции больше всего понравилась коллекция мундиров Белой гвардии – благодаря им, в частности, я смог идентифицировать офицера со своего личного юзерпика как офицера Дроздовского полка.

Новацией, как я понимаю, являются залы, посвященные эмиграции и НЭПу. Залы сделаны неплохо, но эмиграции опять же уделено слишком мало места и подбор экспонатов достаточно бедный – в основном фотографии и случайные издания-брошюры. Не порадовали, напротив, залы 20-х и 30-х годов (видимо, остатки старой экспозиции): они сделаны в бравурном стиле (плакаты с розовощекими комсомольцами и т.п.) и совершенно не дают представления о тех процессах, которые происходили в России в то время. Невнятно и скомкано подана тема репрессий – мне кажется, этой теме следовало бы посвятить отдельный зал, как это сделано, например, в Национальном музее истории Украины в Киеве.

Вторая мировая представлена достойно, но как-то без изюминки: фотографии, образцы оружия, пробитые пулями каски – все как бы правильно, но глазу не за что зацепиться. Дух и трагизм войны остались за кадром.

Очень слабо сделана экспозиция 50-х – 80-х годов. Навалено барахла много, местами представлены интересные артефакты (личные вещи Юрия Гагарина и т.п.), но как-то общей идеи нет: какие-то модели тракторов, фотографии делегаций «братских компартий» и прочий вздор. Неизвестно что и неизвестно зачем – мне все это напомнило ВДНХ советского времени. На мой взгляд, этот период можно было бы сделать значительно интереснее – обыграть тему, например, советского быта, сделать соответствующие инсталляции и т.д.

Большой раздел посвящен перестройке и крушению советской системы. Раздел сделан небезынтересно, представлено много материалов, но как-то не хватает цельности. Впрочем, раздел новый, тематика сложная, оценки этого периода еще не устоялись – здесь есть простор для изменений и улучшений.

Хуже всего сделан последний зал, посвященный современной России. Эту тематику, как я понимаю, музейщики на постсоветском пространстве осмысливать и подавать еще не умеют (точно так же плохо сделан и соответствующий раздел в музее в Киеве, который я упоминал выше). Зал сделан в стилистике казенного официоза: протокольные фотографии президента («президент и премьер», «президент и генсек и ООН» и проч. в том же роде), какие-то бессмысленные вымпелы и спортивные кубки, нелепые дары иностранных делегаций. В общем – ни уму, ни сердцу. Центральное место в экспозиции занимает, почему-то МЧС – такое впечатление, что развитие ведомство Шойгу является мейнстримом политической и общественной жизни современной России. Постыдно сделан раздел, посвященный войне в Чечне: дохленькие полвитрины, пробитые пулями каски «капитана Иванова и сержанта Петрова, погибших при исполнении воинского долга», наглядно видимая боязнь создателей экспозиции серьезно затронуть чеченскую проблематику. В общем: путинский официоз во всей своей «красе».

Общий фацит:

Экспозиция интересная, но неровная. В некоторых случаях заметно наличие концепции. Местами сделано очень даже неплохо. Местами – неизвестно что и неизвестно зачем. Интереснее всего разделы первой четверти ХХ века, наименее интересны вторая половина ХХ и начало XXI века. Что касается музеум-шопов и книжных лавок – те же упреки, что и ГИМу. Общая оценка: трояк с плюсом.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить