|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 12.11.22 20:48. Заголовок: Концепции генезиса Древнерусского государства в учебниках истории Украины
Фукс А.Н., Ковригин В.В. Концепции генезиса Древнерусского государства в учебниках истории Украины // Вестник Московского государственного областного университета, серия: История и политические науки, 2022, №4, с. 27-31. Статья. Моя оценка 7.0 из 10. PDF цитата: | Цель. Изучить ключевые концепции происхождения и развития Древнерусского государства в школьных учебниках истории Украины за последние 10 лет. Особое внимание уделено специфике освещения призвания варягов и образования государства у славян. Процедура и методы. В основе исследования – материалы сравнительного анализа изданных в Украине школьных учебников за последнее десятилетие. Результаты. Выявлены серьёзные различия трактовок ключевых фактов генезиса и развития Древнерусского государства в украинских учебниках в сравнении с российскими. Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области историографии школьных учебников, школьными учителями при подготовке к урокам. Ключевые слова. Древнерусское государство, генезис Руси, история Украины, древние славяне, Киевская Русь. |
| с. 27: цитата: | История России и современной Украины имеет большой общий отрезок – Древнерусское государство со столицей в Киеве. В советских учебниках это единство особо подчёркивалось – государство ранних Рюриковичей именовалось в школьных учебниках Киевской Русью. Сегодня в условиях серьёзных геополитических и идеологических трансформаций вопрос обоснования общих корней приобретает иное звучание. Созданные в результате распада Советского Союза государства пытаются удревлять свою историю и монополизировать отрезки общего исторического пути. Эта проблема особенно ярко стала в последние годы проявляться на Украине. Украина сегодня позиционирует себя в геополитическом плане как соперник России. Воспитание исторического сознания подрастающего поколения украинцев осуществляется в этом контексте, отсюда – попытки противопоставления истории Украины историческому пути России [Манюхин И.С. История России и Украины в украинских школьных учебниках // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. С. 402–406]. Некоторые исследователи прямо говорят о намеренной фальсификации истории в украинских учебниках [Писяева Э.В. Фальсификация событий Второй мировой и Великой Отечественной войн в школьных учебниках истории Украины и Беларуси // Педагогический форум. 2020. № 2(6). С. 48–51]. Особенно это касается событий, переломивших эпоху [Турянская О.Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: материалы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178–185]. |
| с. 29: цитата: | Специфичной выглядит периодизация украинской истории: 1. «древняя история: наиболее продолжительный период, охватывающий события от момента появления людей на территории Украины до Великого переселения народов; 2. средневековая история: повествует о событиях, происходивших в период от Великого расселения славян и до конца XV в.; 3. новая история: характеризует развитие украинских земель в XVI–XIX вв.; 4. новейшая история: знакомит с событиями от начала XX в. и до наших дней» [Турянская О.Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: материалы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178–185]. |
| с. 30: цитата: | Заключение Таким образом, отражение генезиса Древнерусского государства в учебниках для школ Украины весьма специфичное. Отмечается попытка удревления истории, особенно это касается культурных артефактов и государственных символов. Авторы учебников выводят развитие государства из внутренних причин, отмечая его зарождение уже в начале IX в. Значимой темой является противопоставление разных восточнославянских племён и выделение полян. Факт призвания варягов не является каким-либо значимым событием. Поход Олега на Киев, по мнению создателей учебников Украины, завершил процессы складывания «Руси-Украины». «Русь-Украина» противопоставляется в дальнейшем Московской России. |
| Фукс Александр Николаевич – доктор исторических наук, профессор, директор Историко-филологического института, заведующий кафедрой методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета. Ковригин Вадим Валерьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета.
|