Logsogumadr




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.22 20:48. Заголовок: Концепции генезиса Древнерусского государства в учебниках истории Украины


Фукс А.Н., Ковригин В.В. Концепции генезиса Древнерусского государства в учебниках истории Украины // Вестник Московского государственного областного университета, серия: История и политические науки, 2022, №4, с. 27-31. Статья. Моя оценка 7.0 из 10. PDF
 цитата:
Цель.
Изучить ключевые концепции происхождения и развития Древнерусского государства в школьных учебниках истории Украины за последние 10 лет. Особое внимание уделено специфике освещения призвания варягов и образования государства у славян.
Процедура и методы.
В основе исследования – материалы сравнительного анализа изданных в Украине школьных учебников за последнее десятилетие.
Результаты.
Выявлены серьёзные различия трактовок ключевых фактов генезиса и развития Древнерусского государства в украинских учебниках в сравнении с российскими.
Теоретическая и/или практическая значимость.
Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области историографии школьных учебников, школьными учителями при подготовке к урокам.
Ключевые слова.
Древнерусское государство, генезис Руси, история Украины, древние славяне, Киевская Русь.

с. 27:
 цитата:
История России и современной Украины имеет большой общий отрезок – Древнерусское государство со столицей в Киеве. В советских учебниках это единство особо подчёркивалось – государство ранних Рюриковичей именовалось в школьных учебниках Киевской Русью. Сегодня в условиях серьёзных геополитических и идеологических трансформаций вопрос обоснования общих корней приобретает иное звучание.

Созданные в результате распада Советского Союза государства пытаются удревлять свою историю и монополизировать отрезки общего исторического пути. Эта проблема особенно ярко стала в последние годы проявляться на Украине. Украина сегодня позиционирует себя в геополитическом плане как соперник России. Воспитание исторического сознания подрастающего поколения украинцев осуществляется в этом контексте, отсюда – попытки противопоставления истории Украины историческому пути
России [Манюхин И.С. История России и Украины в украинских школьных учебниках // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. С. 402–406].

Некоторые исследователи прямо говорят о намеренной фальсификации истории в украинских учебниках [Писяева Э.В. Фальсификация событий Второй мировой и Великой Отечественной войн в школьных учебниках истории Украины и Беларуси // Педагогический форум. 2020. № 2(6). С. 48–51]. Особенно это касается событий, переломивших эпоху [Турянская О.Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: материалы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178–185].

с. 29:
 цитата:
Специфичной выглядит периодизация украинской истории:
1. «древняя история: наиболее продолжительный период, охватывающий события от момента появления людей на территории Украины до Великого переселения народов;
2. средневековая история: повествует о событиях, происходивших в период от Великого расселения славян и до конца XV в.;
3. новая история: характеризует развитие украинских земель в XVI–XIX вв.;
4. новейшая история: знакомит с событиями от начала XX в. и до наших дней» [Турянская О.Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: материалы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178–185].

с. 30:
 цитата:
Заключение
Таким образом, отражение генезиса Древнерусского государства в учебниках для школ Украины весьма специфичное. Отмечается попытка удревления истории, особенно это касается культурных артефактов и государственных символов. Авторы учебников выводят развитие государства из внутренних причин, отмечая его зарождение уже в начале IX в. Значимой темой является противопоставление разных восточнославянских племён и выделение полян. Факт призвания варягов не является каким-либо значимым событием. Поход Олега на Киев, по мнению создателей учебников Украины, завершил процессы складывания «Руси-Украины». «Русь-Украина» противопоставляется в дальнейшем Московской России.

Фукс Александр Николаевич – доктор исторических наук, профессор, директор Историко-филологического института, заведующий кафедрой методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета.

Ковригин Вадим Валерьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 86 месте в рейтинге
Текстовая версия