|
| Logsogumadr
|
|
|
Отправлено: 16.08.16 18:22. Заголовок: С.Н.Богатырев. Шапка Мономаха и шлем наследника
Также имеет смысл познакомиться со следующей публикацией по предмету: С.Н.Богатырев. Шапка Мономаха и шлем наследника: Репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2011, №1(9), с. 171-200. цитата: | В статье предлагается новый взгляд на историю самого знаменитого символа российской монархии, Шапки Мономаха, которая традиционно датируется ХIV столетием. Впервые в историографии шапка изучается в связи со шлемами, которые заказывались московскими князьями для своих наследников, включая шлем Ивана Грозного (ныне хранящийся в Стокгольме) и шлем сына Ивана Грозного царевича Ивана из Музеев Московского Кремля. Шапка Мономаха и шлемы составляли единый комплекс династических головных уборов, идейная программа которых выражала основные приоритеты династической политики московских правителей: непрерывность и преемственность власти. Правление Василия III (1505–1533) было ключевым этапом в истории церемониальных головных уборов московской династии. Под влиянием династического кризиса, сопутствовавшего его восхождению на престол, и долгого отсутствия наследника в семье, Василий III (или его идеологи) развернули программу воссоздания древних церемониальных головных уборов, которые были по разным причинам утрачены ко времени правления Василия. При этом головные уборы, созданные при Василии III, наполнялись новым культурным смыслом, указывавшим на связь и преемственность с Византией и Киевом. На основе критического пересмотра письменных и визуальных источников о регалиях московских князей, в том числе завещаний московских князей, малоизвестного западного изображения Шапки Мономаха и династической иконографии Тимуридов, автор утверждает, что Шапка Мономаха была частью «реставрационной политики» Василия III. Она была создана между 1505 и 1526 гг. из частей парадного шлема, принадлежавшего ранее Дмитрию Донскому. Династические головные уборы московских князей восходят к монгольской и тюркской традициям репрезентации верховной власти. В царствование Ивана Грозного (1533–1584) в идеологической программе церемониальных головных уборов появились новые темы, связанные с православием и благочестием. Ключевые слова: династия, регалии, Василий III, Иван Грозный. |
|
Богатырев Сергей Николаевич - PhD in History, старший лектор Университетского колледжа Лондона. Рекомендую...
|